Во славу Отечества
Холст, масло. 115 x 145
Русский музей
Картина была написана, вероятно, в год отъезда художника из России и принадлежит к раннему петербургско/петроградскому периоду творчества мастера русского авангарда. Через четыре года И. Пуни в своей книге "Современная живопись" сформировал свои мысли о живописи: "Возможно в картине... нанести только одну форму, остальное оставив пустым. Я это делал часто и заметил, что эта "уединенность" придает изображенной форме колоссальную значимость... и какое-то "животрепещущее" равновесие". Своеобразной иллюстрацией этих рассуждений служит изображение художником красной скрипки. Она вне среды, в совершенно условном пространстве. Аккомпанирующие ей цветовые плоскости – синяя, серая, зеленая – лишь оттеняют ее красочную самостоятельность.
Пуни И.А.
Живописец, график, художник театра, книжный иллюстратор, автор статей по искусству.
Родился в Куоккале (Финляндия). Учился в военной школе в Петербурге (1900–1908). Посетил Италию и Францию, занимался в академии Р. Жюльена в Париже (1910–1912). Участник выставок: «Союза молодежи» (1912–1913), «Бубновый валет» (1916, 1917). В 1912 в Москве сблизился с футуристами Д. Бурлюком, В. Маяковским, В. Хлебниковым. В 1913 вновь отправился в Париж, где увлекся кубизмом, выставлял свои работы в Салоне Независимых. Творческая манера Пуни утвердилась в красочно-декоративных, кубистических и фовистских натюрмортах, в супрематических контррельефах с реальными инструментами типа молотка или пилы.
В 1915 вместе с женой, К. Пуни-Богуславской, организовал в Петрограде выставки «Первая футуристическая картин "Трамвай В"» (1915), «Последняя футуристическая картин "0, 10"» (1915–1916), в которых участвовали виднейшие художники-авангардисты – футуристы, беспредметники. В январе 1916 вместе с К. С. Малевичем провел конференцию по современному искусству в зале Тенишевского училища в Петрограде. К этому же времени относится создание беспредметных произведений, близких к работам Малевича, а также жанровых картин и портретов.
После революционных событий Пуни активно занимался организационно-творческой работой: был одним из учредителей союза «Свобода искусству» (1917), в 1918 стал профессором петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских, участвовал в праздничном оформлении Петрограда к первомайским торжествам и годовщине Октябрьской революции, работал на Государственном фарфоровом заводе, выполнил проект печати для Совнаркома.
Преподавал в Витебском художественно-практическом институте под руководством М. З. Шагала (1919). Эмигрировал в Берлин (1921), с 1923 жил и работал в Париже. Общался с художниками современных направлений – Ф. Леже, А. Марке, А. Озанфаном, Дж. Северини. Пережил увлечение конструктивизмом, дадаизмом, кубизмом. Работал для театра «Фоли Бержер». Выпустил книгу «Современная живопись» (1923), где подверг резкой критике беспредметное искусство. В последующем творчестве отошел от крайних, эпатажных форм авангарда и писал картины, большей частью пейзажи и натюрморты, в живописно-импрессионистической манере. Позднее, в конце 1940-х – середине 1950-х – «мозаичные», составленные чистым цветом живописные композиции.
Творчество Пуни, на некоторое время ушедшее из поля зрения критиков и историков искусства, вновь было открыто в 1970-х благодаря возросшему интересу к искусству авангарда. Сегодня произведения художника по праву занимают самые престижные места в экспозициях и коллекциях солидных музеев России, Европы, Америки.