Во славу Отечества
Картон, темпера. 67 x 89
Русский музей
Важным источником творческого почерка Н.Рериха была археология. Еще совсем юным Н. Рерих участвовал в раскопках древних поселений славян. Позже художник писал: "Для того, чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо (погрузить) зрителя в минувшую эпоху, (а для этого)…художнику надо изучать древнюю жизнь, проникаться ею, пропитываться насквозь". И действительно, образы, созданные Н. Рерихом, ведут нас в самые дали безликого прошлого, вглубь доисторического бытия, к истокам народной судьбы. "Какую бы эпоху Н. Рерих не воспроизводил... мысль его хочет глубины и опоры на пламенный дух... веков", – писал С.Маковецкий.
Картина погружает зрителя в языческие времена славян, во время сбора дани княжеской дружиной. У крутого берега Днепра стоят готовые к отплытию расписные ладьи с причудливыми резными украшениями. Подняты тяжелые, словно высеченные из дерева, паруса. Идет деловитая размеренная погрузка товара. У самой кромки воды выстроились вооруженные воины, происходит посадка в особую ладью, предназначенную для охраны судов. Высоко над рекой в капище –множество людей, столпившихся вокруг идолов. Они просят защиты и помощи у своих суровых богов, молятся за сородичей, отправляющихся в долгое и, порой, опасное, полное неожиданностей путешествие. Вдали, на фоне узкой полоски неба, теплятся дымки незатейливых жилищ южного славянского племени.
Вся картина проникнута духом славянской культуры, анимистическими и тотемистическими представлениями древних предков. Преобладание в картине охристого цвета освещает картину образами Огня и Солнца, так почитаемыми на Руси. В композиции картины используются отдельные принципы древнерусской живописи, позволяющие художнику со всей искренностью утвердить этическую значимость изображенного сюжета.
Рерих Н.К.
Живописец, художник театра, автор мозаик, археолог, философ, историк культуры, общественный деятель.
Академик Императорской Академии художеств (с 1909).
Член Югославской Академии наук и искусств в Загребе, пожизненный член Общества восточного искусства в Калькутте.
Родился в Петербурге. В 1898 окончил Петербургский университет, одновременно учился в Высшем художественном училище при Академии художеств у А.И. Куинджи (1893-1897), в студии Ф. Кормона в Париже (1900-1901). В 1903-1904 совершил длительное путешествие по древним русским городам. Член обществ "Союз русских художников" и "Мир искусства" (1910-1915). Директор Рисовальной школы Общества поощрения художеств (1906-1916). Работал в театрах Петербурга, Москвы, Чикаго, выполнял заказы для антрепризы С.П. Дягилева (с 1907).
С 1918 жил за рубежом, преимущественно в США и Индии. В 1919 посетил Лондон, где встречался с Р. Тагором. В 1920-1922 вел художественно-просветительскую работу в США. В 1925 предпринял беспримерную экспедицию по маршруту Индия - Гималаи - Тибет - Китай - Алтай - Монголия - Индия. Из этой поездки он привез около 500 картин и этюдов. В 1926-1927 приезжал в СССР, где преподнес в дар правительству многие свои произведения. В 1920-е вместе с женой, Е.И. Рерих, работал над текстами главного своего труда - "Учение Живой этики". Инициатор Международного пакта об охране культурных ценностей человечества ("Пакт Рериха"). В 1942-1944 - почетный президент Американо-русской культурной ассоциации.
Крупнейший представитель русского символизма. В его работах нашли отражение идеи "всеединства", множественности миров.