Во славу Отечества
Холст, масло. 89 x 71,5
Русский музей
Сумароков-Эльстон Феликс Феликсович (1856–1928) – муж княгини З.Н.Юсуповой, последней представительницы этого княжеского рода. Воспитывался в Пажеском корпусе. В 1904–1908 – командир Кавалергардского полка. В 1905 произведен в генерал-майоры и назначен в свиту царя. В 1914–1915 занимал пост генерал-губернатора Москвы. В связи с отсутствием наследников по мужской линии по решению Государственного совета в 1885 титул и фамилия отца Зинаиды Николаевны, князя Н.Б.Юсупова, перешла к ее мужу.
В портрете Серова образ князя будничен и прозаичен. Его скучновато-правильное лицо, тяжеловатая фигура непримечательны, зато благородный арабский скакун, подарок турецкого султана, явно восхищает художника. Стройный горячий, нервно косящий глазом, он поистине великолепен. Пейзажным фоном портрета послужил парк в подмосковном имении Юсуповых – Архангельском. Темная зелень летнего парка красиво контрастирует с белоснежным конем и кителем Юсупова, а деликатно вкрапленный красный цвет околыша фуражки князя и цветов в вазах на балюстраде становится своеобразным камертоном, сдержанной и одновременно декоративной цветовой гаммы портрета. Мастерская, благородная живопись – главное достоинство этого полотна Серова.
Серов В.А.
Живописец, график.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Родился в Петербурге в семье композитора и музыкального критика А.Н. Серова. Учился у И.Е. Репина в Париже (1874-1875) и в Москве (1878-1879), в Академии художеств у П.П. Чистякова (1880-1885, не окончил). Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Участник Абрамцевского художественного кружка, член Товарищества передвижных художественных выставок, "Мира искусства", других объединений.
Член Совета Московской городской художественной галереи Третьяковых. Посетил Голландию, Бельгию, Германию, Францию, Грецию, Италию, Испанию.
Блестящий портретист, пейзажист, автор исторических и жанровых картин. Возродил в искусстве обстановочный портрет - портрет-картину. Много работал в области графики, занимался офортом, литографией, книжной иллюстрацией.