Во славу Отечества
Холст, масло. 49 x 58
Русский музей
Творчество Сомова неотделимо от организованного в 1898 году в Петербурге художественного объединения «Мир искусства». В его искусстве нашли наиболее законченное выражение черты, присущие изобразительной практике мирискусников, — высокое профессиональное мастерство и тонкий художественный вкус, великолепное знание культуры прошлого, ретроспективная стилизация. Основные особенности творчества Сомова проявились наиболее полно в своеобразных сюжетных картинах о беспечной веселой жизни дворянства XVIII века, представляющих собой изящные любовные сценки в пейзаже и интерьере. Он изображает галантных кавалеров и грациозных дам в старинных костюмах гуляющими в парках, развлекающимися, играющими в любовь. Художник пленен изяществом, рафинированностью, красотой туалетов своих героев, но вместе с тем он показывает присущую им внутреннюю опустошенность и душевный излом, призрачность самого их существования. Характер персонажей и действия, кулисное построение пространства подчеркивают ирреальность происходящего. Работы Сомова отличают стилизация и гротеск, они проникнуты романтической иронией, скепсисом. Показательна для Сомова картина «Осмеянный поцелуй» — пикантная сценка, действующими лицами которой выступают забавные, манерные, похожие на кукол человечки. Большую роль в ней играет пейзаж. Написанный по сделанным ранее натурным этюдам и сохраняющий отчасти в силу этого живое чувство природы, он в то же время содержит декоративное видение формы и цвета.
Сомов К.А.
Живописец, рисовальщик, акварелист, мастер книжной графики.
Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Родился в Петербурге. Учился в Академии художеств у В.П. Верещагина, П.П. Чистякова (1888-1897), в мастерской И.Е. Репина (с 1894). Под влиянием кружка А.Н. Бенуа оставил занятия в Академии. Занимался в Академии Ф. Коларосси в Париже (1897-1899). Член-учредитель общества "Мир искусства", член "Союза русских художников" (1903-1910). В 1917 получил охранную грамоту на свою коллекцию картин, рисунков и фарфора. В 1923 в составе группы петроградских художников уехал в США. В 1925 переехал во Францию и поселился в Гранвилье (Нормандия).
Художник-ретроспективист, нашел свой идеал в образах XVIII века. Маслом и акварелью писал небольшие картины из жизни дворянского мира эпохи ампира и рококо. Исполнил ряд статуэток из фарфора.