Во славу Отечества
Холст, масло. 80 x 100
Русский музей
На рубеже 1920–1930-х художник усиленно занимался теорией импрессионизма. Но при этом он постоянно подчеркивал ретроспективный характер обращения к импрессионизму: "...эпоха импрессионистической культуры исчерпана, и в ней могут быть сделаны новые открытия только в том или другом течении". Такие высказывания дают ключ к пониманию природы его собственных "импрессионистических" произведений данного времени – так называемые, "лабораторные опыты" на материале импрессионизма. Пример этому – картина "Цветочница". В ней явно проступают черты иного исторического этапа, которые ощущаются и в примитивизации напряженной позы цветочницы, и в том, как художник располагает ее на холсте, будто "распластав" по всей поверхности, и, наконец, как смело использует художник открытые красный и синий цвета, отсылая зрителя к некоторым полотнам своего "Второго крестьянского цикла". Некая искусственность замысла художника ощущается и в костюмах, не согласованных во времени: дамы второго плана одеты по моде конца прошлого века, тогда как костюм самой цветочницы ассоциируется, скорее, с эпохой 1920-х, явно напоминая "супрематические" одеяния поздних героинь К.Малевича. Цветочница, несмотря на вибрирующий "импрессионистский" мазок, абсолютно статична.
Малевич К.С.
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог. Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927). В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма.