Во славу Отечества
Холст, масло. 37 х 28
Русский музей
А. Венецианов – один из первых русских художников, посвятивший многие свои работы изображению крестьян, крестьянских детей. С возвышенно-поэтической тональностью автор утверждал высокую нравственную основу крестьянской жизни, русского духа и особого идеала красоты, ставшего сутью его искусства. Работа была написана в пору расцвета творчества художника и является типичным для художника совмещением жанра и портрета. Мастер изображает подростка в интерьере деревенской избы, простые незамысловатые предметы крестьянского быта окружают его. Сидя на низенькой скамейке, мальчик неспешно надевает лапти, оттягивая наступление нового трудового дня. Он отвлекся от своего привычного занятия и задумался. В замедленно-размеренном ритме композиции, в умении создать атмосферу покоя и тишины отдельные искусствоведы усматривают связь с древней традицией русской иконописи.
В 1826-1827 картина под названием "Обувающийся крестьянин" экспонировалась на выставке в Обществе поощрения художников. Была литографирована неизвестным литографом XIX века. Копия картины, исполненная К.А.Зеленцовым, находится в ГТГ; копия работы неизвестного художника второй четверти XIX в. - в ГРМ (Ж-3647).
Венецианов А.Г.
Живописец, жанрист, портретист.
Академик Императорской Академии художеств (1811).
Родился в Москве в купеческой семье. В 1802 переехал в Петербург. С 1807 по 1819 состоял на государственной службе - служил чиновником в Почтовом, а затем Лесном департаментах. Живописью стал заниматься поздно, самостоятельно. Брал уроки у В.Л. Боровиковского, копировал картины в Эрмитаже. Творческую деятельность начал как портретист. В 1807 предпринял издание сатирического журнала, который был запрещен правительством. В 1812-1813 участвовал в создании большой серии карикатур на события войны с Наполеоном. Сделал много рисунков на бытовые темы.
С 1819 - в отставке, полностью посвятил себя живописи. Жил в своем имении Сафонково Тверской губернии. Создал школу, в которую принимал крепостных и детей из бедных семейств. Автор ряда записок об искусстве и о методах преподавания. С 1820-х тема труда и быта крестьян стала главной в его творчестве, он придал крестьянской тематике значение самостоятельного жанра живописи.