Во славу Отечества
Холст, масло. 99 х 79,5
Русский музей
Произведение К. Малевича относится к позднему периоду творчества, в котором с особой остротой воспринимаются его "полуобразы" – безликие торсы и фигуры. Произведение, как и многие другие этого периода, ассоциируется и с пластикой архаической скульптуры, и с деревянной игрушкой, и с модернистским манекеном. Замысел реализуется в столкновении и одновременно нерасторжимом единстве всех компонентов пластического решения образа. Есть некая первозданная чистота в пластике изображенных торсов, так явно напоминающей обнаженную композиционную схему иконы: она ощущается и в выразительной грации контуров, и в интригующей загадочности овала-лика со стертыми чертами. Вероятно, это связано с тревожными мыслями К. Малевича, наблюдавшего, как последовательно в новой России осуществляется программа "обезличивания" нации. Работу, как и подобные картины последних лет художника, отличает волнующая экспрессия цвета, монументальность обобщенной трактовки фигур, расположенных фронтально перед бесконечными просторами пустынного пейзажа. Величественны и трагичны в своем "космическом " одиночестве эти безликие крестьяне Малевича.
Малевич К.С.
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог. Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927). В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма.