Во славу Отечества
Фанера, масло. 71,7 х 53,8
Русский музей
Образ, воплощенный в картине "Голова крестьянина", можно назвать пророческим и одновременно ключевым в понимании всего "крестьянского цикла" К. Малевича. «Я понял крестьян через икону», — признавался художник в воспоминаниях. И действительно, художник пишет "Голову крестьянина" как иконописец икону, используя семантику цвета и особую образность. Крестьянин, запечатленный на холсте, напоминает лики с икон "Святой Николай с житием", "Христос Ярое Око". Тревожный диссонанс вносят проносящиеся на фоне "чернополосного" неба самолеты, как признак цивилизации, технического века, противостоящего традиционной деревенской культуре. Неподдельный трагизм и отчаяние исходят от "безлицых" фигур, но, вместе с тем, они исполнены какого-то отстраненного величия и героизма. Фоном "лику" служит сцена жатвы, как песенный припев, который сопровождает многие работы "крестьянского цикла" художника, они отсылают зрителя к темам и персонажам лубочных картинок. Художник не сразу создал данную композицию, о чем свидетельствуют многочисленные авторские правки карандашом во время подготовительной работы, замеченные специалистами в инфракрасном свете.
Малевич К.С.
Живописец, график, художник театра, теоретик, педагог. Родился в Киеве. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904—1905) и студии Ф. И. Рерберга в Москве (1905–1910). Участвовал в выставках «Бубновый валет» (1910) и «Ослиный хвост» (1912). В 1910-х оформлял книги футуристов, принимал участие в постановке первой футуристической оперы "Победа над солнцем" (1913). Участвовал в организации общества «Супремус» (лат. — наивысший) и одноименного журнала (1916–1917). Был членом общества "Бубновый валет" (1911). В 1918 работал в Отделе ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Государственных средних художественных мастерских в Москве (1918), директор Витебского художественно-практического института (1919–1922). В 1920 основал группу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Директор и профессор Государственного института художественной культуры в Ленинграде (1923–1927). В 1927 совершил поездку в Варшаву и Берлин. В 1929–1930 преподавал в Киевском художественном институте. В 1932–1933 руководил экспериментальной лабораторией в Русском музее. Автор пейзажей, жанровых сцен, портретов, кубистических и беспредметных композиций, пространственных структур — «архитектонов» и «планит». Работал в области декоративно-прикладного искусства. Написал брошюры «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм» (1915), «Супрематизм» (1920), «Беспредметный мир» (1927) и другие теоретические исследования и статьи. Крупнейший представитель русского авангарда, основоположник теории супрематизма.