Нестеров М.В. Преподобный Сергий Радонежский. 1899
Холст, масло. 248 х 248
Русский музей
М.В.Нестеров видел спасение России в поисках нравственного идеала. Носителем его для художника стал Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря, подвижник, чудотворец, заступник земли русской. Образ Сергия Радонежского волновал художника на протяжении всей его жизни. Он изучал его деятельность по хроникам и летописям, в результате было создано более 15 значительных произведений, посвященных "игумену земли русской". Среди них: "Видение отроку Варфоломею"; «Юность преподобного Сергия», 1892—1897; триптих «Труды преподобного Сергия», 1896—1897; «Преподобный Сергий», 1899; эскизы «Прощание преподобного Сергия с князем Дмитрием Донским», 1898—1899 и др. Свое отношение к создаваемому образу он выразил так: "Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, чуткого к природе и ее красоте,... любившего родину и стремившегося к правде. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил любовью и памятью".
Нестеров М.В.
Живописец, график, монументалист.
Академик Императорской Академии художеств (с 1898).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Родился в Уфе. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.М. Прянишникова, А.К. Саврасова и В.Г. Перова (1876-1880, 1884-1886), в Академии художеств у П.П. Чистякова (1881-1884). Пользовался также советами И.Н. Крамского. Входил в Абрамцевский кружок С.И. Мамонтова (с 1888). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896), общества "Мир искусства" (1899-1901). Член-учредитель "Союза русских художников" (1903).
Посетил Италию, Австрию, Францию, Германию, Грецию, Турцию. В середине 1890-х путешествовал по старым русским городам, в 1905 - по Волге и Каме.
Автор росписей во Владимирском соборе в Киеве (1890-1895), в церкви Александра Невского в Абастумане (1902-1904), в Марфо-Мариинской обители в Москве (1910-1912), картонов для мозаик храма Воскресения Христова в Петербурге (1894).
Создал множество портретов, пейзажей, картин на исторические и религиозные сюжеты. Главное содержание творчества - религиозно-нравственные поиски, стремление показать русского человека в лучших проявлениях его духовных качеств.