Во славу Отечества
Холст, масло. 260 х 207
Русский музей
За чистоту стиля, классицистичность, ясность композиции работ Алексея Егорова, современники прозвали художника "русским Рафаэлем". Этому произведению предшествовали многочисленные подготовительные рисунки и этюды. Работа входит в Страстной цикл, основанный на заключительных частях Евангелия, повествующих о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Его жертвенной смерти и страданиях (страстях) на кресте: от Тайной вечери с учениками до "Положения во гроб" и "Воскресения". Композиция "Истязание Спасителя" предельно лаконична. Художник выдвинул группу Христа и палачей на первый план: подобное построение и тональное решение делают картину похожей на барельеф, что характерно для живописи высокого классицизма. Современники воспринимали картину как эталон академического искусства. Профессор анатомии И. В. Буяльский, любивший демонстрировать своим ученикам анатомические погрешности на статуях и картинах, говорил о работе Егорова: «Вот единственная картина, в которой нет ни единой ошибки».
В 1814 картина экспонировалась на выставке в Императорской Академии художеств, в 1820 по инициативе президента Академии А. Н. Оленина куплена у художника. С 1850 экспонировалась в залах русской школы живописи Императорского Эрмитажа. В этом же году знаменитый гравер Ф. И. Иордан обратился в Совет Академии Художеств с просьбой разрешить ему выгравировать эту картину, которую относил к «замечательнейшим новым творениям в искусстве».
Егоров А.Е.
Живописец, рисовальщик, гравер. Портретист, иконописец, автор картин на исторические темы.
Пятилетним мальчиком был найден казаками в калмыцкой степи и отдан в Московский воспитательный дом. С 1782 – воспитанник Императорской Академии художеств (ИАХ). Учился у И.А. Акимова и Г.И. Угрюмова. В 1797 закончил ИАХ и был оставлен при ней пенсионером. В 1798 зачислен в академический штат на должность учителя рисования. 1800 – назначенный, получает право писать картину на звание академика. 1803–1807 – пенсионер ИАХ в Италии, где сблизился с А. Кановой и В. Камуччини. 1807 – академик за эскиз композиции «Положение во гроб» для Казанского собора, в этом же году – адъюнкт-профессор. 1812 – профессор исторической живописи, 1831 – профессор 1-й степени, 1832 – заслуженный профессор. В 1840 уволен из ИАХ по личному повелению Николая I. Был женат на Вере Ивановне Мартос, дочери скульптора И.П. Мартоса. Учениками А.Е. Егорова были М.И. Скотти, К.П. Брюллов, П.В. Басин и другие. Похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге.