Во славу Отечества
Холст, масло. 131,5 х 194
Русский музей
Князь Димитрий Иванович (1350–1389) правил Москвой после 1359 года. Он объединил русских воинов на борьбу с татарским полчищем хана Мамая. 8 сентября 1380 татары потерпели сокрушительное поражение в битве на Куликовом поле, за что князь Дмитрий Иванович получил почётное прозвище Донской. 100 000 воинов во главе с князем Димитрием вышло из ворот Кремля навстречу врагу. Они героически сражались на Куликовом поле. Князь шёл в бой, как простой воин, поднимая боевой дух армии. Потери оказались огромными, но сражение было выиграно. Дмитрий Донской был тяжело ранен. За эту картину и за копии с картин Караваджо «Положение во гроб» и Тициана «Любовь земная и небесная» и за другие картины в 1830 Сазонов получил звание академика.
Сазонов В.К.
Около 1789, Гомель Могалевской губ. − 1870, Санкт-Петербург
Живописец. Автор исторических картин, портретист, писал также образа.
Крепостной графа Н. П. Румянцева. 13 августа 1804 Совет ИАХ определил "мальчика Василья Кондратьева сына Созонова принять в число пенсионеров, а за содержание его и обучение деньги по двести рублей в год получить от Его Сиятельства графа Николая Петровича Румянцева" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 462). Учился у Г. И. Угрюмова, А. И. Иванова, А. Е. Егорова и В. К. Шебуева. В 1809 удостоен второй серебряной медали, в 1810 отпущен Н. П. Румянцевым "вечно на волю" „в уважение таковых талантов его" и с обязательством "вносить за него в Академию за содержание его деньги, что следовать будет впредь до окончания его воспитания" (Петров. Ч. 1. 1864. С. 548). В 1810 и 1811 получил вторые серебряные медали за рисунки с натуры, в 1811 и 1812 за программы "Царь Иоанн Васильевич отдает принесенную ему воинами в шлеме воду истаивающему от жажды простому воину" и "Минин призывает нижегородцев к пожертвованиям на спасение отечества" − вторые золотые. В 1813 удостоен первой золотой медали за программу "Верность Богу и государю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном". В 1815 окончил ИАХ в числе "вольных пенсионеров" и был помещен на казенное содержание. 30 июня 1817 "живущим в доме Академии, выпущенным уже из оной воспитанникам, коих предполагалось отправить в чужие край" было объявлено, что "отправления сего уже ожидать не могут". Двадцати художникам, "для которых Академия весь свой долг воспитания и обучения исполнила", было предложено "приискать себе свойственную способностям своим службу". В июле 1818 ходатайствует об отправлении его в Италию "для усовершенствования в художестве" вместе с академическими пенсионерами (на средства Н. П. Румянцева). В конце июля отплыл из России на корабле "Елизавета". В Италии исполнил картины "Марфа Посадница" (1822), "Кесарю кесарево" (1823−1824), "Первая встреча князя Игоря с Ольгой" (1824, ГТГ). В 1826 вернулся в Россию. 1 февраля 1830 представил в ИАХ исполненный по заказу графа А. И. Остермана-Толстого "портрет Его Сиятельства в ту минуту, когда он, раненный при Кульме, выдержал операцию и смотрит на оканчивающееся вдали сражение" (Петров. Ч. 2.1865. С. 253). В 1830 удостоен звания академика, тогда же ИАХ была приобретена исполненная в Риме копия с картины Тициана "Любовь земная и любовь небесная". Летом 1831 работал над образами для церкви в Ахалцыхе, которыми ИАХ осталась недовольна (РГИА, ф. 789, оп. 1, ч.2.1832, д. 1580, л. 1-3). Писал образа для Троице-Измайловского собора (1835), Казанского собора (1836), церквей Петербурга, Царского Села и Петергофа. В 1835−1836 работал в Варшаве. В 1842 писал эскизы образов для вновь строящейся Введенской церкви лейб-гвардии Семеновского полка.