Во славу Отечества
Холст, масло. 76 х 92
Русский музей
П.В. Кузнецов, как и другие голуборозовцы, стремился постичь тайны любви, рождения, смерти, круговорота природы. Картина создана в тот период, когда начинается новый этап в творчестве художника. Подобно многим художникам начала XX века, он уходит от уродливых форм цивилизации туда, где люди еще сохранили живую связь с природой. Бегство Кузнецова от удушливой жизни городов в киргизские степи напоминает возвращение в мир детской мечты. Художник открыл для себя не только прекрасный мир степей, он почувствовал в жизни Востока нравственные начала и поэтичность мира.
Кузнецова привлекала не только природа, но и жизнь обитателей степей, их облик, нравы, обычаи, одежды и обстановка. В картине «Продавец птиц» двое сидят на площади древнего города, перед ними гуляют павлины. Все отличается типичной для художника легкостью форм, его каменные дома выглядят, словно прозрачные кристаллы. Картины Кузнецова, построенные на тонких световых и цветовых отношениях, оттенках и полутонах, наполнены солнцем и ощущением гармонии и покоя. Как писал М.Алпатов, «каждая его картина заключает в себе нечто от величественной фрески».
Кузнецов П.В.
Живописец, график, театральный художник, монументалист, педагог.
Родился в Саратове, в семье иконописца. В 1891–1896 занимался у В. В. Коновалова (Саратов). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова и К. А. Коровина (1897–1904). Испытал большое влияние В. Э. Борисова-Мусатова.
Основная тенденция в ранний период творчества – от импрессионизма к символизму. Художник стремился обрести язык, который мог бы отобразить не столько впечатления зримого мира, сколько состояние души («Утро», «Голубой фонтан», обе 1905; «Рождение», 1906, и др.).
Организатор выставок «Алая роза» (1904) и «Голубая роза» (1907). В 1906 по приглашению С. П. Дягилева ездил в Париж, где посещал частные художественные студии. Пожизненный член парижского «Осеннего салона». Совершил поездки в Заволжские степи (1911–1912) и Среднюю Азию (1912–1913). Картины «Киргизской сюиты» знаменуют высший расцвет таланта художника («Спящая в кошаре», 1911; «Стрижка овец», «Дождь в степи», «Мираж», «Вечер в степи», все 1912). В те же годы создал ряд натюрмортов. Исполнил эскизы росписи Казанского вокзала в Москве («Сбор плодов», «Азиатский базар», 1913–1914, остались неосуществленными). В 1914 сотрудничал с А. Я. Таировым в первой постановке Камерного театра – спектакля «Сакунтала» Калидасы. Эти опыты повлияли на станковую живопись, которая все больше тяготела к стилистике монументального искусства («Гадание», 1912; «Вечер в степи», 1915; «У источника», 1919–1920; «Узбечка», 1920; «Птичница», начало 1920-х, и др.).
В годы революции принимал участие в оформлении революционных празднеств, в издании журнала «Путь освобождения», вел педагогическую работу. В этот период создал новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи; к числу его лучших произведений относятся портреты Е. М. Бебутовой (1921–1922); тогда же им были изданы литографские серии «Туркестан» и «Горная Бухара» (1922–1923).
Член общества «Мир искусства», председатель общества «Четыре искусства» (1924–1931).
Заведовал секцией живописи в отделе изобразительного искусства Наркомпроса (1919–1924), преподавал в художественных школах и институтах Москвы (1918–1948, с перерывами). В 1925–1929 совершил поездки художника в Крым и на Кавказ. В эти годы обращался к темам труда и спорта. В поздние годы преимущественно был занят пейзажем и натюрмортом.