Во славу Отечества
Холст, масло. 154 x 117
Русский музей
Филонов часто разрабатывал беспредметные композиции. Он называл их «формулами» и стремился вложить в них емкую и необычайно эмоциональную информацию. Таковы его картины – «Формула весны», «Формула вселенной», «Формула космоса», а также «Формула революции», «Формула расцвета. Последняя стадия коммунизма» и «Формула петроградского пролетариата», написанная в тяжелый период гражданской войны. Эти произведения построены на напряженных ритмах, кристаллизации отдельных форм, особой кладке красок, вплавляющихся одна в другую. Такие приемы создают ощущение неудержимости движения, бурности роста, рождения новых структур.
На всем искусстве Филонова лежит отпечаток масштабов эпохи, революционной ломки старого, участником которой был и сам художник. Время воплотилось в сложной символике его произведений, в драматической интонации созданных воображением Филонова образов. Вихревой поток линий и цветовых пятен "Формулы петроградского пролетариата", в котором выделены лишь отдельные фрагменты реальности, ассоциируется с устремленным в будущее ветром революции, сметающим старое, ломающим привычные устои жизни. Однако картина крушения сопровождается созиданием новых, пока еще не ясных окончательно форм реальности. Фигуры людей, животных, окружающие предметы растворяются в общем движении пульсирующей материи. Основной эмоциональный акцент в картине создают дробящиеся, повторяющиеся изображения человеческих лиц, в которых запечатлелись разные оттенки настроений и состояний – они призваны служить вехами в развитии основной идеи, воплощенной в картине. Рисунок кисти Филонова подобен коду, фиксирующему нескончаемый поток мыслей.
Впервые картина "Формула петроградского пролетариата" была показана на пятой выставке "Общины художников" в Петрограде в 1922. По поводу участия Филонова в этой выставке газета "Петроградская правда" писала: "Филонов – талант многосторонний и кипучий [...], не художник маленьких эпизодов, а космических событий".
Филонов П.Н.
Живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог.
Родился в Москве. Учился в живописно-малярных мастерских Общества поощрения художеств (1898), в студии живописи Л.Е. Дмитриева-Кавказского (1903—1908), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Г. Р. Залемана, В. Е. Савинского и Я. Ф. Ционглинского (вольнослушатель, 1908—1910). Один из инициаторов создания "Союза молодежи" (1910). В 1905 совершил поездку на Кавказ, в 1907 — в Константинополь. Побывал в Палестине (1911), посетил Италию и Францию (1911—1912). Организатор и автор манифеста мастерской живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины" (1914, вторая редакция манифеста — «Декларация мирового расцвета», 1923). Совместно с И.С. Школьником оформил постановку трагедии В.В. Маяковского «Владимир Маяковский» в Петербурге (1913). В 1914—1915 написал поэму «Пропевень о проросли мировой». В 1916—1918 на фронте, председатель Военно-революционного исполкома Придунайского края (1917—1918). Инициатор создания Государственного института художественной культуры (1923). Создатель и руководитель группы «Мастера аналитического искусства» (1925—1941). Творчество художника развивалось под воздействием идей символизма и учения Н.Ф. Федорова, новейших открытий в науке, в частности — биологии. Основоположник «аналитического» метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов.