Во славу Отечества
Холст, масло. 102 x 146
Русский музей
Полотно принадлежит к числу самых совершенных творений Гончаровой на стадии неопримитивизма. В них сюжеты из жизни простых людей лишились традиционных для русской живописи социальных оценок. Художница питала интерес к „от века“ повторяющимся занятиям женщин — жатве, сбору урожая, белению холста, стирке белья и так далее.
Лишенные пространной повествовательности и „вневременные“, эти сцены с их самоуглубленными, как бы священнодействующими героинями воспринимаются как своеобразный, идущий из древности торжественный ритуал. Этому ощущению способствуют и сдержанный колорит, и утяжеленность намеренно „упрощенных“ форм рук, ног, фигур персонажей. В подобной стилистике исследователи творчества Наталии Гончаровой порой усматривают влияние „таитянских“ полотен Поля Гогена. Между тем она отражает увлечение художницы русским лубком и архаической пластикой древних народов — „каменными бабами“, которых и в середине ХХ века еще находили в степях южной России.
Гончарова Н.С.
Живописец, график, художник театра, иллюстратор книг.
Родилась в деревне Нагаево (Тульская губерния). Училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1909) на скульптурном отделении у П. П. Трубецкого. Живописью занималась самостоятельно, посещала мастерскую К. А. Коровина, пользовалась советами М. Ф. Ларионова. Писала импрессионистические пейзажи (1901–1906), развивала принципы неопримитивизма (1906-1911), восприняв традиции иконы, лубка и вывески. В этот период ее живописи преобладала крестьянская и религиозная тематика. С 1911 работала в духе футуризма. Вместе с Ларионовым разработала теорию одного из направлений абстрактной живописи – лучизма. Иллюстрировала книги футуристов В. В. Хлебникова и А. Е. Крученых «Игра в аду», «Мирсконца», А. Е. Крученых «Пустынники» и «Пустынницы» (1912), С. П. Боброва «Ветроградари над лозами» (1913). Издала серию литографий «Мистические образы войны» (1914). Вместе с Ларионовым была одним из организаторов первой выставки «Бубновый валет» (1910), выставок «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4. Футуристы, лучисты, примитив» (1914).
В 1914 по приглашению С. П. Дягилева в Париже участвует в оформлении оперы-балета «Золотой петушок» на музыку Н. А. Римского-Корсакова. С 1915 живет в Швейцарии, Италии, с 1919 – в Париже. Одна из ведущих декораторов антрепризы «Русский балет С. П. Дягилева» (1914–1929). Выполнила эскизы декораций и костюмов к балетам «Литургия» (на музыку православных песнопений), «Свадебка» И. Ф. Стравинского (1915), «Испанская рапсодия» М. Равеля (1916). Создала серию картин «Испанки», «Космос», иллюстрировала книги «Слово о полку Игореве» (1923), «Сказки» Н. В. Кодрянской (1950).