Во славу Отечества
Холст, масло. 49 x 58
Русский музей
В картине воплощено общее для круга художников "Мира искусства" увлечение культурой XVIII века. Сцена воспринимается не как реальный момент прошлого, а скорее как "некий фантом", ретроспективное видение, вызванное волей художника. С присущим ему любованием безвозвратно ушедшим миром и одновременно с оттенком легкой иронии художник изображает первый каток в северной столице (он находился возле Юсуповского дворца) зимним вечером. Здесь разворачиваются несложные бытовые "драмы".
Миниатюрная тонкость письма придает произведению изысканную графичность. Картина весьма показательна для творчества художника, проникнутого ностальгией по прошлому и отмеченного чертами игривости и насмешки.
Сомов К.А.
Живописец, рисовальщик, акварелист, мастер книжной графики.
Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Родился в Петербурге. Учился в Академии художеств у В.П. Верещагина, П.П. Чистякова (1888-1897), в мастерской И.Е. Репина (с 1894). Под влиянием кружка А.Н. Бенуа оставил занятия в Академии. Занимался в Академии Ф. Коларосси в Париже (1897-1899). Член-учредитель общества "Мир искусства", член "Союза русских художников" (1903-1910). В 1917 получил охранную грамоту на свою коллекцию картин, рисунков и фарфора. В 1923 в составе группы петроградских художников уехал в США. В 1925 переехал во Францию и поселился в Гранвилье (Нормандия).
Художник-ретроспективист, нашел свой идеал в образах XVIII века. Маслом и акварелью писал небольшие картины из жизни дворянского мира эпохи ампира и рококо. Исполнил ряд статуэток из фарфора.