Татлин В.Е. Матрос. 1911
Холст, масло. 71,5 x 71,5
Русский музей
Судьба произведений Татлина сложилась парадоксально. Произведения его редки в коллекциях, но место одного из пионеров русского авангарда за ним закрепилось прочно. Знакомство и дружба на рубеже 1910-х годов с Ларионовым способствовали появлению в живописи и графике Татлина „примитивистских“ тенденций. Художник был увлечен наблюдением за бытом и обликом заполнявших приморскую Одессу матросов, рыбаков, торговцев и прочих колоритных типов. Но вместе с тем характер обобщения, соотношения изображения с фоном, несомненно, были „подсказаны“ Татлину древнерусскими иконописцами. Оттуда же проистекает резкий масштабный контраст между главным персонажем и небольшими фигурками в фоне, помещенными подобно клеймам в иконе, который создает резкий беспокойный ритм контуров, и пробела-блики на лице и одежде матроса. В „Матросе“ автопортретные черты сплетаются с типическими, картина как нельзя лучше выражает и личностную характеристику, и импульсивность творческих поисков художника.
Татлин В.Е.
Живописец, график, художник театра, автор архитектурных и инженерных проектов, родоначальник конструктивизма.
Родился в Москве. Учился в Пензенском художественном училище у Н. Д. Селиверстова (1904–1910), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1902–1903, 1909–1910) у В. А. Серова и К. А. Коровина. Участник выставок: «Ослиный хвост» (1912), «Бубновый валет» (1913), «Мир искусства» (1913), «Союза молодежи» (1911–1914), «Первой футуристической картин "Трамвай В"» (1915), «Последней футуристической картин "0, 10"» (1915–1916), «Магазин» (1916). В 1914 побывал в Германии и Франции, посетил студию П. Пикассо в Париже. В этом же году в своей мастерской устроил выставку «контррельефов» – объемных композиций абстрактивистского характера из контрастных материалов – железа, дерева, с использованием стекла, штукатурки, обоев, фрагментов готовых вещей и отчасти обработанные живописными средствами. В 1919–1920 годах создал свое главное произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала», задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной оси. Занимается конструированием новых форм во всем сразу, от архитектуры до книжного дела и от дизайна до сценографии. Оформил спектакли: «Царь Максимилиан» (Московский литературно-художественный кружок, 1911); неосуществленные постановки опер М. И. Глинки «Жизнь за царя» и Р. Вагнера «Летучий голландец» (1913–1918); драма «Зангези» В. Хлебникова, (Институт художественной культуры, 1923), «Не сдадимся» (Камерный театр, 1935); «Дело» (Центральный театр Красной Армии, 1939–1940).
Член «Объединения новых течений» (1921–1923). Председатель «левой федерации» художников в Москве (1917), заведующий московской коллегией изобразительных искусств Наркомпроса (1918–1919). Один из инициаторов создания Института художественной культуры (1922). Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (1918–1919) в Москве, в Высших художественно-технических мастерских (1919–1924) в Петрограде, Художественном институте (1925–1927) в Киеве, Высшем художественно-техническом институте (1927–1930) в Москве. Венцом проектной деятельности стал летающий аппарат «Летатлин» (1930–1931). В 1930–1940-е активно работал как художник книги и сценограф. С середины 1930-х увлеченно занимался станковой живописью, создавая натюрморты и пейзажи, реже портреты.
Наряду с К.С.Малевичем – один из самых авторитетных лидеров русского авангарда первой половины XX века.