Самохвалов. Станковая графика
Александр Николаевич Самохвалов предстает графиком по призванию, никогда не оставлявшим своего увлечения рисованием. В его творчестве рисунок всегда занимал столь же видное место, как и живопись. Великолепное владение техниками графитного карандаша, угля, сангины, перового рисунка и акварели, начиная с 1910-х гг., было присуще мастеру. Это время явилось для него как периодом обучения, так и освоения опыта современных течений в искусстве и в техниках исполнения графических листов. Его ранние работы отличает гибкая легкость проволочной или мягкой контурной линии, строившей изображения, созвучные графике стиля модерн: «Обнаженная», 1910-е, «Змея»,1914, «Балерина» (все – ТОКГ). О работе в 1917 году в мастерской Василия Шухаева напоминают именно ранние рисунки А.Н.Самохвалова. Этим сангинам присуща особая мера условности и знаковости языка линейной графики, мастерски создающего целостные и пластически емкие изображения: «Сидящая обнаженная», середина 1910-х, «Обнаженная фигура», без даты (оба – ТОКГ).
Среди художников, оказавших влияние на А.Н.Самохвалова в 1919-1920-х годах, особое место принадлежит К.С.Петрову-Водкину и его образной концепции «сферических» пространственных построений. Жанровые и портретные зарисовки своеобразного «Самаркандского альбома» были сделаны летом 1921 года, во время их совместной поездки в составе экспедиции института истории материальной культуры. Непосредственные впечатления А.Н.Самохвалова по-новому пространственно отображены в карандашных рисунках «Узбеки», 1921, и «Не идет», 1921 (оба – ТОКГ). Композиции некоторых из них заставляют вспомнить строки «Самаркандии» А.Н.Самохвалова: «И была головокружащая сферическая перспектива (опять-таки петров-водкинская)» («Мальчик», 1921, «Горные кишлаки», 1921 (оба – ТОКГ). Набросок композиции с изображением лежащего верблюда «Лист с набросками композиций», начало 1920-х (ТОКГ), безусловно, композиционно связан с известной акварелью А.Н.Самохвалова «Верблюд», 1921 (КОМИИ).
Выразительной и уверенной маэстрийностью линейно-пластических и штриховых приемов отличаются портретные, жанровые и тематические зарисовки мастера и его законченные в рисунке композиции конца 1910-х – 1930-х гг.: «Лежащая обнаженная»,1918 (ТОКГ), Женские портреты, 1920-х (ТОКГ), «Автопортрет», 1923 (КОМИИ), «Сидящая. Рисунок к картине «Семья рыбака», 1925–1926 (ТОКГ), «Барашки», 1930 (ВОКГ), «Шахтер», без даты (НХМ), «За чисткой картофеля» из серии «В коммуне «Ленинский путь», 1930-1932 (ТОКГ), «Юноша в кепке», без даты (ТОКГ), «Ребенок», 1929 (ТОКГ).
Воплощением конструктивистских принципов плакатно-манифестационной образности предстают рисованные эскизы плакатов 1924-1930 гг., зачастую служившие оригиналами для печати («Расти кооперация», 1924, «Листок спартаковца», 1924, «К единому фронту», «Пролетарии, боритесь с опасностью новых войн», 1925, эскиз плаката на спортивную тему, 1930 (все – ТОКГ). Их изображениям, как и многим другим живописным и графическим произведениям художника 1920-х – 1930-х гг., присуща статуарная статичность фигур остановившегося мгновения, где доминируют жест и поза, а само движение и его динамика могут лишь угадываться.
Прием особой конструктивисткой обобщенности форм отличает и жанровые фигуративные композиции 1918-1930 гг. – «Новогодний праздник. Эскиз панно», 1918-1919, эскизы к декоративным тарелкам, 1923, «На пляже», 1924-1925, «Ткачиха», 1930 (все – ТОКГ) «Женщина с лошадью», 1930 (ВОКГ).
По словам самого художника, он обладал способностью «уходить в конструирование форм, вызванных веком индустрии, ее ритмами и тембрами ее материалов».
Отражая увлечение мастера произведениями различных стилевых направлений того времени, изображение рисунка «Мужской портрет» 1920-х гг. (ВОКГ) представляет собой сюрреалистическую композицию конструктивистских пространственных метаморфоз.
Искусство рисовальщика усиливало сопричастность А.Н.Самохвалова всему происходящему, постоянно помогая ему как живописцу и скульптору накапливать материал для своих работ, обобщая увиденное и прочувствованное. А.Н.Самохвалов бережно обращался с подготовительными рисунками, сохраняя верность им в многочисленных этюдах и картинах. Примером может служить детальное сравнение одноименных подготовительных рисунков и картин 1920-х гг., представляющих собой композиции с элементами построений «сферической» перспективы – рисунок к композиции «На берегу», 1920-е (ГХМАК) и рисунок к дипломной работе «Головомойка», 1923 (ПГОИАХМЗ).
Интересны и беглые карандашные зарисовки художника к композициям его полотен, сделанные в 1930-х годах – «Метростроевка», набросок к работе из серии «Девушки Метростроя», 1934 (ТОКГ), и два одноименных наброска к картине «Киров принимает парад физкультурников», 1934–1935 (ДХМ).
Виртуальная выставка показывает отдельные работы и целые группы графических листов, мастерски исполненных графитным карандашом и акварелью, из серий: «Деревня Наволок» – рисунки «Коммунарка» (Оксана) и «Комсомолец», 1924–1925; «Ладога» (1925–1926) – акварели «Женщина с жеребенком», «Мальчик в желтой рубахе», «Мальчик в красной рубахе», «Голова мальчика», «Женщина с ведрами» (все – ТОКГ), а также из серии «В коммуне «Ленинский путь» – акварель «Тракторная молотьба», 1930 (ПГОИАХМЗ) и рисунок «За чисткой картофеля», 1930-1932 (ТОКГ).
Авторская литография предстала обобщением живописной манеры А.Н.Самохвалова в его станковой печатной графике. В 1930-х гг. художник обратился к искусству воспроизведения своих известнейших работ, тиражируя их путем литографирования («Девушка в футболке», 1930-е (ГМО ХКРС), « Метательница диска», 1930-е (ГМО ХКРС).
К 1943 году относятся эскизы декорации и двух костюмов к пьесе А.Н.Островского «Горячее сердце» (ТОКГ). Они были созданы А.Н.Самохваловым в период эвакуации в Новосибирске, где он работал художником-постановщиком, а также был членом художественного совета в Академическом театре драмы им. А.С.Пушкина. Акварели, находящиеся на виртуальной выставке, отличает искусство рисовальщика и сценографа, выразительно и убедительно сумевшего передать даже характеры персонажей спектакля.