Загадка модели
СЕРОВ В.А. ПОРТРЕТ Е.А.КРАСИЛЬЩИКОВОЙ
В 1920-1930 годах Правительством тогда еще Советской России было начато перераспределение Государственного художественного фонда. Произведения русских и зарубежных художников, хранящиеся в запасниках крупнейших столичных музеев, стали активно «переезжать» во многие периферийные картинные галереи. Среди значительного количества новых экспонатов, пополнивших в эти годы Краснодарский художественный музей, (тогда им. А.В.Луначарского) оказался парадный портрет Елизаветы Алексеевны Красильщиковой, исполненный знаменитым русским художником Валентином Александровичем Серовым. Выполненный в редкой для парадных портретов технике пастели, он сразу стал украшением основной экспозиции.
Долгое время этикетка на его деревянной раме была безмолвной и таила много загадок. Кто была Елизавета Алексеевна Красильщикова? Почему ее портретировал знаменитый художник? Как этот портрет попал в художественный фонд, а затем в Краснодар? Поиск ответов на эти вопросы открыл еще одну загадку. Оказалось, что дочь Елизаветы Алексеевны была связана родственными узами с русским художником Леонидом Романовичем Сологубом, родом из кубанского города Ейска. Впрочем, расскажем обо всем по порядку.
«Когда-нибудь - говорил русский писатель М.Горький - я напишу роман о том, как простые мужики, скинув лапти, за несколько лет перепоясали Россию железными дорогами, построили фабрики, заводы…». Пример семьи Красильщиковых прекрасно подтверждает эти слова. В стороне от больших дорог и промышленных центров у них выросло крупное предприятие с 9 тысячами рабочих и 16 млн. золотых рублей годового производства, с пароходами на Волге, с заводами и мастерскими, с магазинами в городах России и за границей. Дело Красильщиковых, продукция которых славилась на весь мир, возникло в селе Родники Костромской губернии. Как и везде в Нечерноземье, полевые работы у родниковцев занимали лишь 5 месяцев в году, в остальное время руки у них были свободны для традиционных текстильных промыслов. Сырьем служил лен, посевы которого окружали село. Среди мастеров выделялся своим трудолюбием и предприимчивостью Григорий Михайлов, «Красильщик», как его прозвали соседи. В 1820 году его внук, Антон Михайлович, основал мануфактуру.
В течение 20 лет мануфактурой руководила Анна Михайловна Красильщикова, затем за дело взялись сыновья. При них произошла полная реконструкция производства, техническое перевооружение, обучение высокопрофессиональных специалистов. За заслуги в деле расширения текстильной мануфактуры, производственные и коммерческие достижения, строительство ткацких и прядильных фабрик, Анна Красильщикова с сыновьями были возведены в «Почетное гражданство».
Наиболее деятельным из всех братьев оказался младший сын Анны Михайловны Красильщиковой, Николай Михайлович, который стал фактическим директором и распорядителем всей мануфактуры. Человек высокой культуры, он был широко известен в Костромской губернии не только как успешный фабрикант, но и как активный общественный деятель. В 1911 году Н.М.Красильщиков был возведен в потомственное дворянство. В возрасте тридцати одного года при посещении ярославской фабрики Карзинкиных он с первого взгляда влюбился в 16-летнюю купеческую дочь Елизавету Друженкову и на следующий день сделал ей официальное предложение стать его женой. 9 ноября 1894 года в московской Александровской церкви состоялось их бракосочетание.
Это была видная семейная пара. И Елизавета Алексеевна, и Николай Михайлович обладали яркой внешностью, сильным характером и врожденными музыкальными способностями. От этого брака появилось четверо детей: сыновья Николай, Юрий, Антон и дочь Анна.
В 1906 году они приобрели московский дом князей Шаховских, построенный после пожара 1812 года (ул. Моховая, д.6) напротив известного Дома Пашкова. Дом этот, записанный на имя Елизаветы Алексеевны, можно назвать городской усадьбой с небольшим садом, дворовыми строениями, конюшней. В доме на Моховой бывало немало известных людей, музыкантов, художников. Николай Михайлович обладал прекрасным, исключительным по силе тенором, обучался вокалу в Италии. У него был необычайный авторитет в московских оперных кругах. Многим, в том числе А.Неждановой, Л.Собинову, он давал уроки пения и наставления, всегда, конечно, бесплатно.
Возможно, благодаря именно неординарному таланту купца Н.М.Красильщикова и состоялось его знакомство с художником Валентином Александровичем Серовым, за творческими успехами которого современники следили буквально с первых его шагов в искусстве. Его огромная портретная галерея современников впечатляет различием образов и точностью передачи состояния человека. Серов любил писать артистов - оперных певцов или драматических актеров, умело соединяя маску с неповторимой достоверностью модели.
Именно ему, блестящему художнику и модному портретисту, и заказал Николай Михайлович Красильщиков портрет жены. «Портрет Е.А. Красильщиковой» - один из самых больших заказных холстов Серова. Форматом, композицией, постановкой модели он напоминает известные работы художника. Хотя к писанию парадных портретов В.А.Серов часто относился с большой неохотой, на этот раз художник явно увлечен яркой красотой, очаровательной женственностью своей модели. Создавая декоративный портрет, художник использует пастель как одну из богатейших живописных техник, которая позволяет наиболее полно передать фактурные качества предметов, изысканные цветовые сочетания. Парадный, в рост, портрет Е.А.Красильщиковой стал украшением вестибюля московского дома на Моховой с 1906 года.
В 1898 году в селе Родники у Елизаветы Алексеевны и Николая Михайловича Красильщиковых родилась дочь, которую назвали Анной. От матери она унаследовала красоту и обаяние, у отца позаимствовала мягкость характера и отзывчивое сердце. Богатая, красивая, с хорошим образованием и воспитанием девушка считалась завидной невестой. С будущим мужем Леонидом Романовичем Сологуб Анна познакомилась в Костроме, куда его пригласили для подготовки юбилейных празднеств, посвященных 300-летию императорского Дома Романовых.
Художник и архитектор Леонид Романович Сологуб родился в провинциальном кубанском городе Ейске в 1884 году в купеческой семье. После обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества поступил в Императорскую Академию в класс профессора архитекторы Л.Н.Бенуа. Уже в ученические годы он успешно участвовал в различных художественных выставках, конкурсах на архитектурные проекты, среди которых здание Государственной Думы, пристройка к зданию Государственного Русского музея в Петербурге и другие. Когда в Костроме готовились отмечать 300-летие Дома Романовых, Л.Р.Сологубу было поручено строительство деревянных павильонов для земской юбилейной выставки. При посещении выставки в 1913 году Государь-император Николай II в знак признательности за успешные постройки подарил Сологубу золотой портсигар. Там же Елизавета Алексеевна и Николай Михайлович Красильщиковы преподнесли Государю текстильные изделия родниковской выработки и вышитый гладью портрет наследника цесаревича Алексея.
В эти же годы Л.Р.Сологуб спроектировал и построил единственное из сохранившихся своих произведений - обелиск на Бородинском Поле в память артиллеристов 12-ой батарейной роты, сражавшихся на Шевардинском редуте. Монумент был возведен в 1912 году в 100-летнюю годовщину великой битвы. Так как Л.Р.Сологуб отказался от гонорара за памятник, офицеры-заказчики подарили ему драгоценный медальон.
Когда началась Первая мировая война, талантливый архитектор-художник пожертвовал все свое имущество на нужды армии, и, имея право быть освобожденным от воинской повинности как пенсионер Академии Художеств, пошел простым рядовым-добровольцем на фронт. За боевые отличия был награжден Георгиевским крестом 4-ой степени и произведен в чин штабс-капитана. Наряду с другими военными художниками Сологуб зарисовывает и обмеряет встречающиеся на войне памятники старины. С 1916 года в периодической печати и на выставках стали появляться его рисунки с фронтов войны. Они то и сделали имя художника хорошо известным. Опубликованные на страницах журнала «Нива», фронтовые рисунки Сологуба выражают трагедию бессмысленной войны. Это поистине «беспощадный документ эпохи», выполненный «художником-воином», которого современники сравнивали с автором батальных полотен В.В.Верещагиным. Более 300 рисунков этой серии ныне хранятся в запасных фондах Музея личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве.
В начале 1918 года Леонид Романович Сологуб женился на Анне Николаевне Красильщиковой. После кругосветного путешествия молодая семья перебралась на родину художника в Екатеринодар, где в доме по улице Борзиковской (ныне ул. Коммунаров, д. 105), проживала большая семья Сологубов. В 1919 году у них родилась дочь Ирина. В феврале 1920 года на одном из последних пароходов вместе с отцом Николаем Михайловичем Красильщиковым, трехмесячной дочерью Ириной и няней Сологубы отплыли из Новороссийска в Турцию. В Турции Николая Михайлович вскоре умер от сердечной болезни, а Сологубы перебрались во Францию. На Всесвятском кладбище города Краснодара (Екатеринодара) до сих пор имеется семейное захоронение Сологуб - могилы родителей, сестры и братьев художника.
В Париже в силу различных обстоятельств в 1922 году семья Сологуб распалась. Леонид Романович предпринял большое путешествие по странам Европы, а затем, попав в Гаагу, навсегда осел в Голландии. Несмотря на отрыв от Родины, семейные неурядицы, Сологуб продолжает активно работать в живописи и рисунке, участвует на больших выставках и устраивает свои собственные, персональные.
К Елизавете Алексеевне Красильщиковой судьба оказалась благосклонной. Уже во Франции она знакомится с Сергеем Шереметьевым, потомком известного графского рода. Это замужество богатства ей не принесло, но приобрела Елизавета Алексеевна титул графини и родство с домом Романовых.
Прожила долгую жизнь внучка Елизаветы Алексеевны, дочь художника Ирина Леонидовна Сологуб. С младенчества став французской подданной, она тщательно хранила семейный архив и творческие работы своего отца, постепенно передавая самое ценное на родину. В 1987 году ее пригласили в Россию для участия в юбилейных торжествах, посвященных 175-летию Бородинской Битвы. Она настояла на визите в Краснодар для «встречи с памятью». На шумной улице постояла у дома, где родилась, посетила Всесвятское кладбище и заказала панихиду над родными могилами, в художественном музее встретилась с его сотрудниками и, конечно же, сфотографировалась у портрета своей бабушки.
Так, несмотря на зигзаги истории, на трагедию человеческих судеб, на бесприютность эмигрантского существования, проявляются и вновь восстанавливаются неразрывные культурные связи семей Красильщиковых и Сологуб, эмиграции и родины, маленьких и больших городов.