Спорт в русском изобразительном искусстве. Коллекция Русского музея
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА «СПОРТ В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»
Спорт в его близком к современному понимании возник в Древней Греции. В стране Эллады физически и духовно развитого человека называли «прекрасным и добродетельным», а о невежественном говорили: «он не умеет ни читать, ни плавать». Игры на Олимпе ограничили «зону честности», в которой не изощренность обмана, а естественное тело человека, прекрасное в своей физической форме и моральной чистоте, таит неограниченные возможности для совершенствования. Именно человек, с его волей и стремлением к раскрытию новых возможностей, одерживает одну победу за другой, становясь первым среди равных, как физически, так и духовно. Не случайно, победителей Олимпийских игр почитали в Греции наряду с античными богами и героями, в их честь воздвигались статуи, пред ними преклоняли головы.
Христианство, объявив человеческое тело сосудом греха и соблазна, облекло его в длинные одежды, образовав, таким образом, брешь в понимании древнегреческой честности. Вновь гармонию человек обрел, лишь преодолев Средневековье, с его пренебрежением к человеческому телу. Ренессанс, а вслед за ним эпоха Просвещения вернули физическим упражнениям их достойное место в воспитании гармоничного человека.
В начале ХIХ века в программе подготовки молодежи в Российской империи обязательным предметом были уроки гимнастики. Конный спорт традиционно являлся одним из самых любимых видов спорта в России. До 1917 года Россия занимала 1-ое место в мире по числу конно-спортивных клубов и проводимых соревнований. Не случайно, одни из самых ранних произведений в коллекции Русского музея созданы на тему конных скачек - литографии Н.Ванифантьева (1846), А.Авнатамова и Н.Брезе (1859), скульптуры Е.Лансере (1882). С бегами связаны и императорские призы для конных скачек (1838), хранящиеся в коллекции музея. В 1877 году было организовано «Петербургское общество любителей бега на коньках» и открыт первый общественный каток в Юсуповском саду, который послужил прообразом для картины К.Сомова «Зима. Каток» (1915).
В начале ХХ века сторонником союза спорта и искусства стал Пьер де Кубертен, французский общественный деятель и педагог. «Спорт, – говорил он, – надо рассматривать как источник и повод для искусства, …именно интеграция спорта и искусства является одним из важнейших инструментов для гармонизации личности, преодоления разрыва между физическим и духовным развитием человека»1. Эта идея и надежда на будущее мирное сосуществование народов стали важнейшими в деле возрождения Олимпийских Игр как подражание древнегреческим, а сам Пьер де Кубертен признан основателем современного Олимпийского движения.
К началу ХХ века понятие «спорт» не имело определенного толкования, оно приближалось к древнегреческому, согласно которому не всякая игра была спортом (ибо не всякая игра возвышала человека в его достоинстве), а лишь та, которая способствовала установлению в спорте высокого морального духа. В таком качестве спорт в ХХ веке обрел статус «серьезного» занятия, стал философией и образом жизни, получил определенное толкование 2. В программу Олимпийских игр 1912-1948 годов, по примеру древнегреческих Истмийских, Панафинейских, Пифийских и Немейских игр, наряду со спортивными состязаниями, полноправно входили художественные конкурсы по живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе.
ХХ век знаменуется открытиями во всех областях науки и жизни, и спорт, с его новыми достижениями, способен был отразить это уникальное по своей динамике время. Особый интерес к теме спорта проявляли представители кубофутуризма, воспринимающие спорт как характерный признак утверждения эстетики новой эпохи, эпохи машин и скоростей (Н.Гончарова, К.Малевич и др.). Картина художника И.Машкова «Автопортрет и портрет П.П.Кончаловского» (1910), изображающая музицирующих обнаженных «геркулесов» в окружении гирь и гантелей – своеобразный манифест нового направления, занимающегося поисками нового языка живописи, устремленного к здоровому и демократичному искусству.
В Советской России после Октябрьской революции развитие спорта оказалось всецело связано с утверждением новой идеологии и служило поддержанию идеала, определившего культуру эпохи. В 1920-1930-х годах с понятием героического вновь, как и в Древней Греции, связывается понятие патриотического. Спортивная тема обретает по-особенному мажорное, праздничное звучание, прославляя создание мира и человека. К ней обращаются С.Адливанкин, Ф.Богородский, Г.Бибиков, А.Лабас, С.Луппов, С.Лучишкин, Ю.Пименов, А.Почтенный и многие другие. Но именно эти годы рождают уникальных художников – А.Дейнеку и А.Самохвалова, в творчестве которых тема спорта становится ведущей.
1930-1950-е годы в истории искусств стали периодом «активной борьбы за реализм». В иерархии жанров лидирует большая тематическая картина, мозаичные панно, в которых посредством соединения различных жанров искусства отражаются наиболее важные жизненные явления, ведущие тенденции, доминирующие ценности эпохи. Новое явление в жизни страны – физкультура и спорт – объявляется не только залогом грядущего физического совершенства «современного человека», но и актуальной темой искусства. Спортивные состязания, парады физкультурников, шествия молодежи становятся основными сюжетами картин (С.Луппов «Спортивные игры на стадионе», 1927; А.Самохвалов. «С.М.Киров принимает парад физкультурников», 1935; Ю.Пименов «Физкультурный парад», 1939).
В портрете образ «нового человека» – обитателя коммунистического «завтра», энергичного и волевого, открывающего в себе иные возможности и утверждающего новые ценности, разрабатывает в 1930-е годы А.Самохвалов («Девушка в футболке», 1932). В монументальном искусстве значительный вклад в тему спорта внес А.Дейнека, создавший 34 мозаичных панно для станции метро Маяковская в Москве на тему «Сутки советского неба» (1938). В них он отразил основные увлечения эпохи – парашютный и авиамодельный спорт, прыжки с трамплина и легкую атлетику, волейбол и плавание. В 1943 году им же были выполнены 7 мозаичных панно для станции Новокузнецкая, где также нашла отражение тема советского спорта.
Карандаш, акварель, гуашь становятся основными «мобильными» инструментами, при помощи которых в эти же годы художники-графики (Б.Пестинский, А.Остроумова-Лебедева, М.Курзин, Ю.Пименов, А.Дейнека, В.Лебедев, Ю.Петров, П.Новиков, Р.Френц и др.) отражают эстетический образ нового человека. Очень популярной среди населения остается техника хромолитографии (цветная литография), позволяющая тиражировать листы в больших количествах. Художники часто обращаются к ней для изготовления плакатов, посвященных теме спорта (А.Дейнека, Я.Каплун, Н.Кочергин, П.Караченцов, Т.Слободская и др.), а также создают жанровые композиции (М.Бутрова «Теннисный матч», 1940; Д.Загоскин «Каток», 1939).
Постепенно тема спорта утрачивает «пафос преодоления», спорт воспринимается как органическая часть досуга советского человека. На рубеже 1950-1960-х годов наиболее популярным жанром во всех видах изобразительного искусства становится портрет, в котором, наряду с интересом к индивидуальным чертам спортсменов, художники передают такие специфические для них качества, как стойкость, собранность, сила воли, целеустремленность (В.Владимиров, С.Лебедев, А.Хаустов, Д.Жилинский и др.).
К началу 1960-х годов во всех жанрах появляется камерность, акцентом в творчестве художников остается духовное, душевное состояние человека (Л.Разумовский, Ю.Чернов и др.). Верные темам и приемам, «шестидесятники» продолжают изображать то, что любят, знают, и все картинные задачи решаются в почти обязательной связи с пейзажным окружением, воспринимаемым как храм красоты и чистоты. Тема спорта обретает более глубокую смысловую нагрузку. Акцент на констатацию здорового образа жизни, любование силой, красотой и азартом молодости, характерный для предшествующего периода, смещается в сторону размышлений о борьбе, соперничестве, о победителе и побежденном. Пластические поиски направлены на решение проблемы изображения скорости, движения, темпа (В.Власов, А.Сколозубов и др.). Современное поколение художников, освоив художественное наследие, направило свои поиски в область пограничных искусств. Сухость и метафоричность нового языка, типологическое разнообразие образных систем способствовали формированию картин, где сюжет по сжатости приближался к манифесту.
Необычное преломление тема спорта получила в 1970-1980-х в произведениях представителей неофициального искусства, в них эмоциональная приподнятость и пафос намеренно снимаются, а подчас и пародируются (В.Гаврильчик, В.Видерман и др.). Всплеск интереса к различным видам спорта возник в период подготовки и проведения ХХII Летних Олимпийских игр в Москве (1980). Наиболее активными стали мастера скульптуры, диапазон творческих поисков которых широк: от вариантов античных дискоболов до выработки символического образа наивысшего физического напряжения или, наоборот, внезапно наступившего после него расслабления. В отличие от гипсовых моделей, характерных для 1920-1930-х, 1960-х годов, современные мастера решают сложные технические задачи создания изящной и уравновешенной скульптуры в твердом материале (О.Цхурбаев, М.Дронов, С.Бычков, В.Корнеев, И.Козлов, А.Налич, О.Карелиц). Творческий процесс художника сродни процессу подготовки спортсмена к выступлению: напряженный, каждодневный труд - и внешняя, праздничная легкость исполнения.
В постсоветском обществе спорт утрачивает прежние идеалы и становится делом частным и, по большей части, трудом профессионалов и пассивных (в плане физической подготовки) болельщиков. Творческий процесс художника направлен по пути поиска неожиданных ракурсов, выразительной пластики (В.Видерман); разработки «кинематографической» фиксации композиции (В.Власов); незлобливо-ироничной игры с сюжетом (В.Гаврильчик) и др.
Применение компьютерных технологий, ксероксного перевода, техники фотолитографии; использование различных фактур при печати и необычных материалов значительно расширили технический арсенал, пополнив ряд образных и художественных средств графического искусства, что позволяет художникам говорить на современном языке. Не вызывает сомнения, что подготовка и проведение Олимпийских игр в Сочи послужит поводом для создания новых ярких образов в различных видах изобразительного искусства.
Гуманистическая миссия спорта в начале ХХI века и особенно накануне подготовки к ХХII Зимним Олимпийским играм по-прежнему остается актуальной. Спорт вносит неоценимый вклад в мировую сокровищницу общечеловеческой духовной культуры, являясь ярким и незабываемым свидетельством живой, вечно изменяющейся действительности и ее яркого художественного воплощения.
Для изобразительного искусства спорт – бесценный источник создания творческих ситуаций, с готовым композиционным материалом, выразительной пластикой, разнообразным спектром человеческих эмоций. При создании образа времени, эстетического идеала спорт, с одной стороны, обогащает художников новыми возможностями, с другой – предлагает нестандартные решения художественных задач, неожиданные дизайнерские приемы. Замечательный художник и прекрасный спортсмен Александр Дейнека говорил: «Спорт имеет одну великолепную особенность: он укладывается в разнообразнейшие рамки искусства. Как тема он неисчерпаем, ибо он демократичен и популярен. Спорт вмещает в себя оттенки ощущений. Он лиричен, он мажорен. В нем много оптимизма… В нем начало героического…»3.
Сноски
- Конференция по вопросам науки, спорта и искусства. Париж, 1906). К тексту
- Спорт (от англ. sport, сокращение от первоначального disport - "игра", "развлечение") — это деятельность людей, ограниченная определенными правилами, распространяющимися на всех участников процесса, которая ставит целью сопоставление личных качеств, как физических, так и интеллектуальных, каждого индивидуума в отдельности, либо 2-х и более сообществ. К тексту
- Цит по: Лучишкин С. Спорт – посол мира//Художник. 1980, №7. С. 2.
Материал подготовила: Т. Кубанова, ведущий научный сотрудник Русского музея
В статье использованы исследования сотрудников Русского музея:
А. Дмитренко, Р. Бахтиярова, Е. Василевской, И. Золотинкиной, Е. Петровой, А. Петрова, Е. Климовой, П. Климова, В. Круглова, Т. Кубановой, А. Метелкиной, О. Мусаковой, А. Низамутдиновой, М.Салтановой; публикации по изобразительному искусству России и истории спорта, интернет-сайты.
Рекомендуемая литература и информационные ресурсы:
- Бобринская Е. А. Футуризм и кубофутуризм. (История живописи. ХХ век: Европа. Россия, 1910—1930). М., 2000.
- Государственный Русский музей представляет: Большая картина /Альманах. Вып. 129. СПб., 2006
- Дейнека А.А. (1899-1969). Живопись, скульптура, графика. Выставка произведений к 90-летию со дня рождения. Каталог. М., 1989.
- Игра и страсть в русском изобразительном искусстве. ГРМ. СПб., 1999.
- Сарычев В. А. Кубофутуризм и кубофутуристы: Эстетика. Творчество. Эволюция. — Липецк, 2000.
- Спорт в искусстве. СПб, 2009. (Скачать каталог)
- Спорт в искусстве: V выставка произведений Московских худ. Каталог (к VIII Всесоюзной Спартакиаде народов СССР). (Сост. Ковалевская С.А.). М., 1983.
- Таран Л.А. Историко-пропагандистская роль изобразительного искусства в развитии физической культуры и спорта (1920-1940). Харьков, 2002.
- Русский музей представляет: Два века русской литографии в музее/Альманах. Вып. 171. СПб., 2007.
- Русский музей представляет: ХХ век в Русском музее. Живопись, скульптура 1900-2000 годов/Альманах. Вып. 204. СПб., 2008
- Русский музей представляет: Дмитрий Жилинский/Альманах. Вып. 358. СПб., 2012
- Русский музей представляет: Реализм в русском искусстве второй половины ХХ века из частных коллекций, Москва /Альманах. Вып. 345. СПб., 2012
- Русский музей представляет: Шаг к бронзе частных коллекционеров /Альманах. Вып. 218. СПб., 2008
- Чайков И.М. Выставка произведений к 90-летию со дня рождения. М., 1979
- Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919 /Под ред. Э. Белютина, Н. Молевой. М., 1953.
- Яблонская Т.Н. Живопись. Каталог выставки произведений. Кишинев, 1987
- Дейнека А.А.
- Спорт в живописи. Серия статей с иллюстрациями на liveinternet.ru. Парашутов
- Такой разный спорт. Статья на art-line-fund.ru