Димитрий Солунский
На Руси к концу XIV века мученик-воин Димитрий Солунский постепенно приобрел черты национального святого. По повелению князя Димитрия Донского (1363-1389) в Московский Успенский собор накануне Куликовской битвы (1380) были перенесены из Владимира его реликвии, в том числе икона, написанная на "дске гробной" и в конце XII века привезенная из Солуни. Князь устроил в Успенском соборе придел во имя святого, а после Куликовской победы, в память павших в сражении воинов, был установлен общецерковный день их поминовения - Димитриевская суббота. Представление о решающей роли Димитрия в исходе сражения с татарами укрепило его роль как воина-защитника, тогда же заметно усилился поминальный аспект его почитания.
И.А.Шалина, Русский музей
Святая Русь/Альманах. Вып. 302. СПб., 2011
Димитрий, (ум. 306г.) сын римского проконсула в Фессалониках, воспитывался в семье тайных христиан. После смерти отца занял пост проконсула, однако стал открыто проповедовать христианство и роздал все имущество. Осужден императором Максимианом и предан смерти в тюрьме. Почитается в чине великомученика.
Останки Димитрия были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. В 412-413 годах была построена первая большая церковь. При строительство алтарной части, расположенной над предполагаемым местом захоронения святого, были обретены мощи святого Димитрия.
Почитание вмч. Димитрия было известно на Руси еще до христианизации, в первую очередь, благодаря первоучителю Сирмийской (Паннонской) архиепископии Мефодию, впоследствии равноапостольному. Возможно, именно Мефодием (или в его окружении) был создан один из древнейших памятников славянской гимнографии — канон вмч. Димитрию. 26 окт. в день памяти вмч. Димитрия Мефодий окончил перевод ветхозаветных книг и «святое возношение таиное с клиросомь своим вознес, сотвори память святаго Димитрия» (БЛДР. 1999. Т. 2. С. 80). Его имя также помещено в числе святых великомучеников в «Молитве на диавола», относимой исследователями к кирилло-мефодиевской эпохе (Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002. С. 67, 109), и в «Молитве Св. Троице» (Mares F. W. An Anthologie of Church Slavonic Texts of Western (Czech) Origin. M?nch., 1979. P. 70), написанной, вероятно до 1096 г., в Сазавском монастыре в Чехии.