Димитрий Солунский
На Руси к концу XIV века мученик-воин Димитрий Солунский постепенно приобрел черты национального святого. По повелению князя Димитрия Донского (1363-1389) в Московский Успенский собор накануне Куликовской битвы (1380) были перенесены из Владимира его реликвии, в том числе икона, написанная на "дске гробной" и в конце XII века привезенная из Солуни. Князь устроил в Успенском соборе придел во имя святого, а после Куликовской победы, в память павших в сражении воинов, был установлен общецерковный день их поминовения - Димитриевская суббота. Представление о решающей роли Димитрия в исходе сражения с татарами укрепило его роль как воина-защитника, тогда же заметно усилился поминальный аспект его почитания.
И.А.Шалина, Русский музей
Святая Русь/Альманах. Вып. 302. СПб., 2011
Димитрий, (ум. 306г.) сын римского проконсула в Фессалониках, воспитывался в семье тайных христиан. После смерти отца занял пост проконсула, однако стал открыто проповедовать христианство и роздал все имущество. Осужден императором Максимианом и предан смерти в тюрьме. Почитается в чине великомученика.
Останки Димитрия были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. В 412-413 годах была построена первая большая церковь. При строительство алтарной части, расположенной над предполагаемым местом захоронения святого, были обретены мощи святого Димитрия.
![]() |
![]() |
Почитание вмч. Димитрия было известно на Руси еще до христианизации, в первую очередь, благодаря первоучителю Сирмийской (Паннонской) архиепископии Мефодию, впоследствии равноапостольному. Возможно, именно Мефодием (или в его окружении) был создан один из древнейших памятников славянской гимнографии — канон вмч. Димитрию. 26 окт. в день памяти вмч. Димитрия Мефодий окончил перевод ветхозаветных книг и «святое возношение таиное с клиросомь своим вознес, сотвори память святаго Димитрия» (БЛДР. 1999. Т. 2. С. 80). Его имя также помещено в числе святых великомучеников в «Молитве на диавола», относимой исследователями к кирилло-мефодиевской эпохе (Конзал В. Старославянская молитва против дьявола. М., 2002. С. 67, 109), и в «Молитве Св. Троице» (Mares F. W. An Anthologie of Church Slavonic Texts of Western (Czech) Origin. M?nch., 1979. P. 70), написанной, вероятно до 1096 г., в Сазавском монастыре в Чехии.