Левитан И. Над вечным покоем. 1894 (ГТГ)
Почему Левитан, считая эту картину центральным произведением в своем творчестве, писал Третьякову: “В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием”? Вероятно потому, что в ней, как ни в какой другой его картине, раскрывается философский взгляд на мир.
Левитан И.И. Над вечным покоем. 1894. ГТГВ основу сюжетного решения был положен большой эскиз, написанный близ озера Удомля под Вышним Волочком. Ни в одном из произведений Левитану не удавалось достигнуть выражения такого единства личного переживания с изображением природы во всей ее стихийной мощи, как на этом полотне.
Высокий берег с маленькой церковкой, качающимися деревьями и старым забытым кладбищем, весь это хрупкий мир человека противопоставлен величию природы. Ребенок рождается - его в этой церкви крестят, человек женится - его здесь венчают, он умирает - его отпевают и хоронят на кладбище. Но, увы, память о человеке недолговечна: одни кресты покосились, а другие и вовсе упали... При всем скорбном звучании полотна, оно не подавляет, а возвышает душу, захватывая ощущением величия природы. Новизне замысла картины соответствует сложность образного содержания. Новое сказалось и в использовании больших цветовых плоскостей, особенно в передаче обширной светло-серой водной поверхности. Это позволяет видеть в картине прообраз монументально-декоративного панно.