Сомов К. Волшебство. 1898–1902
Начало работы над «Волшебством» относится ко времени первого пребывания Сомова в Париже в 1898 году, куда он был приглашен супругами Бенуа и где тогда находились Леон Бакст, Евгений Лансере, Анна Остроумова-Лебедева. Город и его окрестности, замечательные музеи и знаменитые антикварные лавочки закрепили в молодом художнике интерес к искусству «галантного» XVIII» века. Работа над гуашью длилась целых четыре года. Отсюда продуманность композиции со свойственной ей уравновешенностью, изысканностью и элегантностью, но при этом некоторой манерностью и отчужденностью образа.
“Волшебство” изображает дальний луговой пейзаж, центр которого занят стрижеными деревьями в кадках, а в дали у реки – беспечная сцена отдыха кокетливых дам и ковалеров. На переднем плане - дама в кринолине со зловещим, мертвенным лицом и ярко-красными губами. От ее змеиной улыбки, веет смертью ядовитых цветов. Она впивается в нас своими маленькими раскосыми глазами, словно для того чтобы перелить в себя новые силы для нового бытия, но остается призраком с окоченевшим сердцем и холодной кровью. Над собою она держит чародейное зеркало, в глубине отражения которого сплетаются обнаженные человеческие тела, охваченные огнем. За зеркалом видна полуожившая садовая статуя, поддерживающая тяжелый зеркальный овал. Вся это фантасмагория, в которой происходят сложные взаимоотношения между мирами, обрамлена как в раму трельяжной аркой, оплетенной гирляндами мертвенно белых роз и образующей в картине еще один пространственный слой.
«Думается, вот здесь, в этой фантастической декорации, наполненной благоуханием драгоценных ароматов, родилось искусство Сомова, отсюда оно призвано колдовать мир», писал один из художественных критиков той эпохи.
Особая мистическая аура окружает портреты интеллектуальной элиты рубежа веков. Рядом с графическими листами Сомова вы можете увидеть портрет Константина Бальмонта, написанный его другом, ныне почти забытым архитектором и художником Модестом Дурновым.