Коровин К. Париж. Бульвар Капуцинок. 1906 (ГТГ)
На самом деле импрессионистом Константин Коровин был, но его импрессионизм не укладывался в стандартный образец поисков в области спектрального анализа. В отличие от французских художников признающих лишь «светлые краски природы, рожденные солнцем», он стремился выбирать не дневное, а сложное утреннее и вечерние освещение, показать «характер города, меняющийся на протяжении суток».
Как и импрессионисты, он работал сериями, но его картины сохраняют свежесть и экспрессию стремительно выполненного этюда. По сравнению с коровинскими, парижские пейзажи К.Писсарро, созданные в тех же местах города, кажутся академически продуманными и завершенными. Во всяком случае, серия, получившая условное название «Парижские огни», поистине романтична. Глядя на ночные парижские пейзажи Коровина, зритель погружается в таинственную сферу жизни города с его ярко освещенными витринами, разноцветными огнями фонарей, создающими пестрый калейдоскоп света и теней. Искусственное освещение городских улиц уже само по себе усиливает момент зрелищности, придавая вполне реальному мотиву некоторую фантастичность.
Именно таким он и предстает на полотне «Париж. Бульвар Капуцинок». Картина наполнена светом, центр широкого бульвара, заполненного людьми, освещен фонарями, свет рекламных огней и витрин мерцает в сумеречной дымке пушистых крон деревьев, яркими огоньками горят освященные окошки высоких домов. Небо теряет густую темноту и кажется, что ночные сумерки отступают перед этим праздничным буйством разноцветных огней, сияющих желтыми, розовыми, зелеными цветами. Говорили, что для большей красочности Коровин специально покупал для ночных пейзажей очень дорогие краски шведской фабрики Блекса, отличающиеся отменным качеством, яркостью, были по выражению самого художника «настоящими павлинами».
Не менее интересно полотно ученика Константина Коровина Николая Тархова «За завтраком», так же представляющее вариант импрессионизма в русском изобразительном искусстве.