Матвеев А. (?) Портрет императора Петра II
Словно из сумрака исторической памяти смотрит на нас юный российский император Петр Алексеевич – Петр II. Внук великого деда, сын опального отца, он правил недолго и сумасбродно. Его царствование знаменито лишь свержением русского Голиафа – светлейшего князя Александра Даниловича Меньшикова, да забвением, которому будет предан Петербург, на три года вернувший звание столицы России старой патриархальной Москве.
Кем написан портрет? На этот вопрос исследователи до сих пор не могут дать точный ответ. С одной стороны, поражающий виртуозностью мастерства, он достоин кисти Андрея Матвеева, таланту которого покровительствовал Меньшиков. С другой – столь поверхностная трактовка образа, могла быть дана только одним из многочисленных придворных портретистов, подобно мотылькам, роящимся в блеске императорской короны.
Окутанная тяжелой мантией, грациозная фигура Петра Алексеевича кажется еще более хрупкой и эфемерной. Великолепие одеяния: прекрасно разработанная фактура бархата и шелка с его характерными мягкими переливами контрастируют с обобщенно написанным лицом-маской – отстраненным, как бы запертым. Композиция портрета построена так, что погрудное изображение в трехчетвертном повороте вплотную придвинуто к левому краю, а между правым плечом, данным в перспективном сокращении, и правым краем картины остается незаполненное пространство; кажется, еще миг — и портрет исчезнет в глубине пространства овальной рамы, как в колдовском зеркале.
Среди портретов середины XVIII века устроители таврической выставки уделили большое внимание произведениям эпохи Елизаветы Петровны. В этом сказались личные пристрастия мирискуссников. Особенно Александра Бенуа, с детства увлеченного искусством и культурой елизаветинского времени, что нашло отражение в его художественных произведениях и литературных трудах.