П.Щербов. Карикатура. Salzburg (От нашего специального корреспондента)
Одна из самых известных щербовских карикатур называется Salzburg и имеет подзаголовок «От нашего специального корреспондента». Изображенный на ней оборванец-прощелыга, с претензией на светскость, торгуется на свалке с малопривлекательной теткой. В этих ужасного вида героях противники Дягилева с удовольствием узнавали среди изуродованных экспонатов русско-финлядской художественной выставки ее устроителя, а также меценатку княгиню Тенишеву, в день вернисажа купившую врубелевское панно «Утро». Подпись под рисунком выдает знакомство автора с «бестселлером» тех дней, книгой Нордау «Вырождение», «простенько» объяснявшей природу декаденства в искусстве: «Брось, бабка, торговаться; сказано: одеяло – Врубель… Ведь я его не на свалке выгреб, а в больнице у Фрея выудил». Работа высмеивала, как казалось автору (и восхищенному ею Стасову), амбициозного „выскочку“ Дягилева и его доверчивую, ничего не понимающую в искусстве меценатку Тенишеву. Отныне кличка «декадент» будет преследовать Дягилева, Врубеля и всех других участников совместных выставок. И позже ни одна инициатива Дягилева, может быть, кроме Таврической выставки, не встретит в обществе ни понимания, ни слов благодарности.
Высмеянная в карикатуре выставка русских и финляндских художников открылась в музее Училища технического рисования барона А.Л. Штиглица в Петербурге в январе-феврале 1898 года. В ней приняли участие 10 финских художников и 21 художник из России, всего экспонировалось 296 произведений. По желанию авторов экспонаты отбирал сам Дягилев, поскольку, как они считали, „одному лицу легче, путем личного отбора и наблюдения, дать новому делу известную окраску и общий тон».
Гениальный Врубель, впервые выставлявшийся в Петербурге, представил три работы — две скульптуры и панно «Утро», ставшее гвоздем выставочной экспозиции.