Огненное восхождение Илии пророка со сценами жития. Середина – вторая половина XIX века
Пророк Илия пользовался в старообрядческой среде необычайной популярностью. Может быть потому, что на небо он возносится в огненном пламени. А многие староверы видели именно в огне путь попасть в лучшее царство, очиститься, отсюда - и их массовые самосожжения.
Икона Огненное восхождение Илии пророка со сценами жития родилась на севере, где в XVIII-XIX веках сложились многочисленные старообрядческие поселения – скиты. Разбросанные в лесной глуши и на недоступных островах, скиты эти были почти недосягаемы. Расположение многих удалось обнаружить лишь к середине XIX века. Вот тогда и начались репрессивные меры по их уничтожению и вывозу старообрядческих святынь.
Так сложилось, что поморская икона «Огненное Восхождение Илии пророка» попала к замечательному поэту, и что символично - убежденному старообрядцу, Николаю Алексеевичу Клюеву. И в 1922 году этим образом Клюев благословляет Илью Архипова, маленького сына своего друга, литератора и издателя Николая Ильича Архипова. Об этом говорят две надписи на обороте - верхняя, дарственная: «Отроку Илие Архипову благословение. День Вознесения Господня на небо. 1922 год». И нижняя – напутственная: «Дитятко родное Ильюша, когда я буду горбатым стариком, а ты высоким белокурым юношей, с черемуховым цветом в глазах, пусть эта огненная икона будет тебе знамением во тьме житейской, пусть она возносит душу твою на парящих конях любви и красоты, как возносили они меня и твоего папу в истленные дни нашей дружбы, в годы великих испытаний когда стонали камни от боли и маленькая птичка не узнавала родной рощицы, не находила в ней зернышка, чтобы утолить свой голод. Мир и крепость твоему сердцу, твоим маленьким ножкам, голоску весеннему. Николай Клюев».
Икона соединяет три эпизода: «Вознесение ветхозаветного пророка Илии живым на небо» и сопровождающие его сцены жития святого (слева направо) «Илия в пустыне и питающий его ворон», «Явление ангела сидящему Илие», «Пророк и его ученик Елисей переходят посуху Иордан», «Пророк Елисей обретает при вознесении Илии его милоть – плащ из звериных шкур, а вместе с ним – способность к пророческому суждению».
Николай Ильич хранил икону до самой смерти. Это был не только иконописный образ святого - покровителя его сына, но и память о друге, репрессированном и убитом в 1937 году. А особенно дорога ему стала икона после смерти Ильи Николаевича, погибшего в 1942 году на Пулковских высотах. К сожалению, потом икона исчезла из поля зрения семьи и специалистов на продолжительное время. Но наконец, она была найдена и в 2000 году поступила в коллекцию Русского музея. Хочется надеется, что на этом странствия ее закончились. Ведь эта сияющая золотом, горящая огненными красками история вознесения ветхозаветного пророка является и памятью о поэте Николае Клюеве, и памятником трагических событиях в истории России, и конечно, прекрасным памятником северного старообрядческого письма, одним из старейших центров которого был Выг.
Из Выговской старообрядческой пустыни в конце XIX века исследователями и собирателями памятников старообрядческого искусства были вывезены иконы с резным изображением Голгофского креста.