Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Неизвестный художник. Парсуна. Царь Алексей Михайлович

Для каждого исторического периода на Таврической выставке были устроены свои декорации. Так, допетровский зал был оформлен по эскизам Ивана Билибина в старомосковском стиле — низкие палаты со сводами, на стенах которых в плотной шпалерной развеске висели старинные парсуны с изображениями русских царей.

Парсуна. Царь Алексей МихайловичПарсуна. Царь Алексей МихайловичПарсуна является особой, самой ранней формой портретной живописи, своеобразным переходом от иконописного образа к светскому портрету. Расцвет парсуны, что в переводе с латинского обозначает «личность», «лицо», приходится на вторую половину XVII столетия, время правления Алексея Михайловича. Изображение царя, созданное неизвестным западно-европейским мастером второй половины XVII века, находящееся в первой правой части, и открывает экспозицию. Перед нами прекрасный пример классической парсуны, написанный по сложившейся живописной схеме. Поза человека должна быть застывшей. Костюм – плоскостным, а лицо – наоборот – объемным. Особое внимание необходимо было уделять тщательной проработке предметов, богатых узорчатых тканей и драгоценных камней. Одним из объяснений подобных правил является то, что парсуна, собственно еще не портрет, поскольку изображает не столько черты определенного человека, сколько признаки его сана, – царя, боярина и так далее. Следуя канону, художник изображает отца Петра Великого в парадном царском облачении: тяжелом, шитом драгоценными камнями платье и со скипетром в руке. Он сочетает архаичные приемы иконного письма с осторожным введением новшеств светотени. Так в моделировке лица, для создания впечатления объемности, мастер накладывает светлые тона на темный подмалевок и пишет глаза с бликами на радужке и белках. Изображение обрамлено подписью «Алексей Михайлович Великий Государь Московии Самодержавно Царствовал и Управлял». Подобный оборот (в прошедшем времени) позволяет предположить, что портрет исполнялся после смерти государя.

К концу XVII века в русском искусстве широкое распространение занимает боярско-княжеский портрет. Внушительность образов, яркость и декоративность живописи прекрасно соответствовали пышности придворной жизни. Ярким примером является большой портрет «Александра Борисовича Репнина», выполненный неизвестным мастером московской оружейной палаты второй половины XVII века.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password