Явление архангела праведному монаху. Начало XIX века
Надо сказать, что сама Тверь, в отличие от уездных центров тверской губернии (Ржева, Бежецка), не была крупным очагом старообрядчества, однако староверческое, преимущественно, поповское направление первоначально все же присутствовало. Потом сравнительно рано тверитян обязали к единоверию, и были устроены единоверческие церкви, в том числе Успенская, из которой происходит икона «Явление архангела праведному монаху».
Успенская церковь находилась в Заволжской части города недалеко от православного храма Благовещения в Волынях. Сведений о ней сохранилось мало. Известно, что в первой половине XIX века ее живописное убранство подновлял мастер Макар Пешехонов и что в ее иконостасе находились иконы как древнего, так и нового письма.
«Явление архангела праведному монаху» и происходящая из того же, некогда обширного, комплекса композиций «Праведная жизнь монахов» были написаны в начале XIX века в Твери. Они принадлежит к «новыму» комплексу. Сюжет «Явления» происходит из патериков, то есть из повествований из жизни древних Отцов. Подобные тексты были одними из самых любимых в старообрядческой среде. Их переписывали в скитах, печатали в старообрядческих типографиях. Патериковые рассказы часто включали также в сборники смешанного содержания.
Нравоучительные истории о подвигах синайских, иерусалимских и египетских подвижников становились и сюжетной основой икон. Так «Явление архангела праведному монаху» опирается на сочинение Иоанна Мосха «Луг духовный», датируемое концом VI - началом VII века. В одной из глав «Жизнь старца препростого» описывается история явления архангела праведному монаху, который был настолько «прост», что причащался во всех церквях без разбору. И вот, для его вразумления, в келью (по убранству, типично старообрядческую: стол, скамья, немного посуды, икона Господа Вседержителя на полке и пюпитр с раскрытой святой книгой) явился Божий посланник, дабы объяснить монаху необходимость придерживаться одной веры. После недолгих сомнений монах выбирает соборную и апостольскую церковь.
Здесь же, на противоположной стене, представлены иконы, происходящие из одного из самых крупных старообрядческих центров – Ветки.