Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Медиатека
  • Вернисажи
  • Художественная галерея
  • Электронный курс
  • Прогулки с ВФ
  • Google Art Project
  • КОМП
  • Полезные ссылки
  • Для сотрудников филиалов

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Успение и Вознесение Богоматери. Конец XVII – начало XVIII века

На большой трехчастной доске представлены праздники «Успение Богородицы» и «Вознесение Богородицы». В «Успение» включен эпизод «отсечение рук нечестивого Авфонии» (рассказывающий о попытке первосвященника Авфония опрокинуть одр Богородицы, несомый апостолами) и о его наказании за святотатство путем отсечения рук. Сцена Вознесения изображена за ложем. Там, в пронизанной золотыми лучами мандорле, являющей сияние славы Господней, Христос держит на руках фигурку младенца, символизирующую невинную душу Девы Марии.

Успение и Вознесение БогоматериУспение и Вознесение БогоматериИкона представляет так называемый облачный извод композиции «Успения», то есть вариант, дающий изображение доставления апостолов к ложу Девы Марии на облаках. Именно это и послужило поводом для конфискации иконы из Поморской часовни и признанию ее «противной» церкви. Заключение экспертов гласит: «При сопровождении тела Божией Матери ко гробу изображен присутствующий вместе с другими Апостолами и Апостол Фома, а Апостол Иоанн - несомым на облаках к сопровождению тела вместе с другими Апостолами. Замечания: Как при сопровождении тела Божьей Матери ко гробу изображен на иконе Апостол Фома, не бывший при оном, как говорит нам церковное предание, да и Апостол Иоанн не был восхищен облаком к погребению Божией Матери, то икона сия признается несогласною с учением Православной Церкви».

Признанная неугодной икона, наряду с другими, должна была быть отослана в Министерство внутренних дел. Однако возникла проблема доставки «арестованных» произведений в Петербург. Размеры некоторых икон были достаточно велики, например «Успение» в высоту достигает 174 сантиметров, а по ширине насчитывает 132 сантиметра. Общий же вес конфискованного составил более 30 пудов. После долгой переписки было решено отправить секретный груз особым транспортом за «счет экстраординарных сумм», и иконы оказались все-таки в Петербурге, куда с 1844 года мощным потоком переправляли изъятые в губерниях предметы старообрядческой культуры.

Однако, северная столица была не только местом «заключения» произведений. В Петербурге также было много старообрядческих центров, представленных в следующим зале экспозиции.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль