Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Виртуальные филиалы

  • Карта филиалов
  • Филиалы
    • Музеи
    • Учебные заведения
      • Альметьевск
      • Архангельск
      • Балаково
      • Волхов
      • Екатеринбург
      • Ижевск
      • Ишим
      • Канкаанпяя (Финляндия)
      • Кемерово
      • Красноярск
      • Кронштадт
      • Лаппеенранта (Финляндия)
      • Лахти (Финляндия)
      • Лёвен
      • Москва (МГУ)
      • Москва (РЭУ)
      • Москва (гимназия)
      • Нижний Новгород
      • Пенза
      • Полоцк (Беларусь)
      • Рига (Латвия)
      • Санкт-Петербург (АХ)
      • Санкт-Петербург (ВКА)
      • Санкт-Петербург (ГУМиРФ)
      • Санкт-Петербург (ПСПбГМУ им. Павлова)
      • Санкт-Петербург (РГПУ)
      • Санкт-Петербург (СВУ МВД России)
      • Санкт-Петербург (СПбГПУ)
      • Санкт-Петербург (СПбГУ)
      • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
      • Санкт-Петербург (СПбУУиЭ)
      • Санкт-Петербург (училище им. Н.К. Рериха)
      • Саратов
      • Саратов (СОИРО)
      • Севастополь (Украина)
      • Сыктывкар
      • Тверь
      • Тула
      • Турку (Финляндия)
      • Уфа
      • Харьков
      • Челябинск
      • Челябинск (ЧГАКИ)
      • Ялта
    • Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
    • Школы и детские сады Санкт-Петербурга
    • Школы Ленинградской области

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Свобода в искусстве

Московская гимназия на Юго-Западе № 1543 - Выставки филиала

Думаю, что для всех очевидно - для искусства свобода необходима.

А что это такое? Что значит свобода для вас? Я думаю, это возможность иметь на все собственное мнение, идти туда, куда вам надо или хочется, читать то, что вам интересно, общаться с теми людьми, которые вам близки. Наверное, в вашем возрасте это не всегда получается, взрослые часто не согласны с вашим выбором. Но, поверьте - это естественно, даже в животном мире взрослые обучают и в чем-то ограничивают своих детенышей. Назовем это любящим отеческим наставлением, а не подавлением вашей личной свободы. Когда вы взрослеете, с вашим мнением считаются больше, потому что оно осмысленно, а не только капризно-протестно.

Но представьте ситуацию, что вам говорят, что делать можно только так, и никак иначе, читать, говорить, одеваться, слушать, даже думать только так и то, что прописано строгими правилами того социума, в котором вы живете. При этом само общество пропитано ложью насквозь, многие это понимают, и вынуждены вести какую-то абсурдную игру. А если нет, то вы будете наказаны отлучением от этого социума или, что еще хуже, полным лишением физической свободы. Представляю, как вы на это отреагируете! Скорее всего, будете делать все наоборот и добиваться своих прав. А наказание? Вы про него уже забыли? Слава Богу, ваше поколение про него забывает мгновенно, потому что вы выросли в убеждении, что все, что правдиво, разумно и справедливо - разрешено и правильно. Счастливое поколение! Так было, поверьте мне, не всегда, и, честно говоря, даже и знаю, долго ли это еще продержится. А потому – берегите свою свободу, прежде всего внутреннюю – свободу мысли, мнения и самовыражения!

Мой рассказ о тех художниках, которые знали о наказании за собственное мнение очень хорошо – они все родились в сталинскую эпоху. Фальшивые лозунги и истинное насилие окружали их с детства. Рисовать люди имели право, но не то, что видели вокруг, а то, что должны были видеть согласно лозунгам, то есть ложь. Правда о власти, о жизни, критика социалистического строя карались по самым строгим статьям уголовного кодекса. Но если даже вы хотели писать природу, цветы, небо, лица друзей, любимый город – тоже надо было сперва подумать – не изменили ли вы строгим правилам реализма и оптимистическому взгляду на мир, ибо это было главными признаками единственно разрешенного художественного стиля – социалистического реализма. Слова «импрессионизм», «абстракционизм», «авангардный» считались ругательными. Нельзя было иметь свое собственное лицо, только общую маску в хоре, поющем в унисон разрешенную песню.

Несогласные художники (да, у них был свой необъявленный «марш несогласных») знали о всех возможных последствиях, от сумы и тюрьмы не отрекались, но свою личную свободу и свободу своего искусства берегли. Они были очень разные – кто-то поднимал политические темы, пользуясь эзоповым языком, кто-то уходил в гротеск и абсурд (так им легче было воспринимать окружающую действительность), другие давали себе полную свободу самовыражения в цвете, линии, форме, создавая новые реальности. Их работы не выставляли на выставках и в музеях, их преследовали, сажали в тюрьмы и изгоняли из страны. Но они не отступали.

Сейчас это уже классика. Эти скитальцы, изгои, бродяги, те, кто не погиб в брежневских психушках, не спился от отчаяния, и не умер преждевременно от сердечных болезней – нынче признанные мэтры в искусстве. О них пишут диссертации, им посвящают выставки, книги и альбомы. Они не все были гениями, картины некоторых из них остаются в истории искусства только потому, что смело были созданы ими в те людоедские времена. Но есть яркие произведения, талантливые и живые. Я тщательно отбирала их, чтобы показать вам хотя бы в общих чертах многообразие андерграунда (то есть, неофициального искусства) 1960-1980-х годов XX века. Но вы должны понимать, что это - всего лишь капля в море. Как бы мне хотелось «их всех поименно назвать». Приходите, спрашивайте, я готова рассказывать вам еще и еще.

Вы знаете, я очень люблю Рембрандта, Вермеера, Веласкеса, Сезанна, Кандинского. Может быть, на выставке лучше было бы выставлять их произведения? Знакомясь с ними, вы бы становились утонченными, они радовали бы ваш взор и занимали бы ваше воображение.

Почему я выставляю сейчас то, что порой совсем некрасиво, страшно и даже неэстетично?

Потому что для меня сейчас важнее всего - сохранить вашу и мою свободу. Сохранить, во что бы то ни стало. А для этого надо помнить о тех людях, которые эту свободу отстаивали.

Автор текста: Н.М.Михайловская

Пивоваров В.Д. Серп и молот. 1970Пивоваров В.Д. Серп и молот. 1970
Булатов Э. Автопортрет. 1971 – 73Булатов Э. Автопортрет. 1971 – 73
Соостер Ю.И. Красное яйцо. 1964Соостер Ю.И. Красное яйцо. 1964
Янкилевский В.Б. Дверь II. Пространство мечты. 2004Янкилевский В.Б. Дверь II. Пространство мечты. 2004
Кабаков И.И. Проверена. На партийной чистке. 1981Кабаков И.И. Проверена. На партийной чистке. 1981
Немухин В.Н. Доктор Живаго. 1959-1960Немухин В.Н. Доктор Живаго. 1959-1960
Кантор М.К. Квадриптих. 1988Кантор М.К. Квадриптих. 1988 Штейнберг Э.А. Времена года. (Живые и мертвые). 1985–1987Штейнберг Э.А. Времена года. (Живые и мертвые). 1985–1987 Нестерова Н.И. Метро. 1980Нестерова Н.И. Метро. 1980
Ситников А.Г. Красный бык. 1979Ситников А.Г. Красный бык. 1979 Целков О.Н. Голгофа. 1976Целков О.Н. Голгофа. 1976 Биргер Б.Г. Андрей и Люся Сахаровы. 1974Биргер Б.Г. Андрей и Люся Сахаровы. 1974 Овчинников В.А. Красный утюг. 1988Овчинников В.А. Красный утюг. 1988

Дополнительные материалы к выставке:

  • Рабин О.Я. Христос в Лианозово. 1966
  • Кропивницкая В.Е.
  • Слепышев А.С.
  • Белютин Э.М. Ленин в его ледяном гробу. 1962
  • Фигурина Е.Н.
  • Брускин Г.Д.
  • Михайлов В.С. Легенда о Сизифе. 1988
 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль