1812: Смоленская земля
Первой публикацией из Смоленска стала выставка, которая дает возможность представить, что такое была Смоленская земля в центре Европы, на русских границах, и сколько раз ее пересекал недруг.
Небольшая, но тщательно подобранная виртуальная выставка об Отечественной войне 1812 года на основе коллекции Смоленского государственного музея-заповедника и Рославльского историко-художественного музея включает всего 28 экспонатов: работы А.Г.Венецианова, М.О.Микешина, Б.П.Виллевальде, портреты С.Карделли, К.А.Зенфа, В.В.Верещагина, Б.И.Белянинова, особый интерес представляют исторические картины А. Адама и Х.-В.Фабер дю Фора.
Разгром непобедимой армии Бонапарта изменил не только облик России. Его результатом стало крушение наполеоновской империи и радикальное изменение всей политической обстановки в Европе. Столь значимое событие не могло не вызвать интереса к документальным свидетельствам непосредственных участников событий июня – декабря 1812 года, в том числе к сериям рисунков А.Адама и Х.-В.Фабера дю Фора. Европейский зритель познакомился с этим работами в конце 1820 – начале 1830-ых годов.
Произведения Альбрехта Адама, связанные с вторжением Наполеона в Россию в 1812 году, с полным основанием можно назвать «Война и мир глазами художника». Непосредственный свидетель побед и поражений французской армии, Адам оставил в своих картинах и рисунках трагическую летопись событий, всколыхнувших все европейские страны. Художественное наследие Адама является важнейшим изобразительным и иконографическим источником о кампании 1812 года.
Если рисунки А.Адама еще несут на себе некоторый отпечаток романтичного взгляда стороннего наблюдателя (Адам – сугубо невоенный человек), то зарисовки профессионального военного Х.-В. Фабера дю Фора в большей степени запечатлели иную сторону событий. В отличие от Адама, покинувшего Россию еще до отступления французов из Москвы, Фабер дю Фор прошел весь путь наполеоновской армии: от победного марша в Москву до трагического возвращения в Польшу. День за днем он фиксировал на бумаге переправы войск, марши, бивуаки, сцены походной жизни, боевые действия.
В 1812 году при вторжении в Россию Х.-В.Фабер дю Фор – капитан артиллерии во 2-ой батарее пешей артиллерии 25-й Вюртембергской дивизии 3-го армейского корпуса маршала Нея. Он был награжден орденом Почетного легиона за свои действия в сражении под Смоленском в августе 1812 года и позже – Рыцарским крестом. В декабре 1812 года вернулся в Польшу в числе немногих выживших в катастрофическом отступлении французской армии от Москвы. От четырнадцати батальонов и шестнадцати эскадронов вюртембергской армии, участвовавших в походе на Россию, осталось всего сто солдат и офицеров (из них двадцать два артиллериста).
Рисунки Фабера дю Фора, рассказывающие о походе наполеона в Россию, были впервые показаны публике в 1816 году и произвели на современников огромное впечатление. Большая их часть представляла собой наброски, выполненные карандашом, чернилами и акварелью. В совокупности они составляли подробную «визуальную историю» кампании 1812 года. В 1827 году художник дал согласие на публикацию серии листов со сценами из 1812 года. Между 1727 и 1830 годами Фабер дю Форм, доработав существенные наброски, создал для печати законченные композиции. Итогом работ стал альбом из ста листов «Листы из моего портфеля, зарисованные на месте во время похода 1812 года в Россию». С момента выхода в свет альбом не раз переиздавался.
Изобразительное наследие А.Адама и Х.-В.Фабера дю Форма является уникальным и имеющим большую историческую ценность.