Матвеев А.М. Автопортрет с женой. 1729 (?)
Холст, масло. 75,5 x 90,5
Русский музей
Вернувшись из Голландии, где молодой художник проходил обучение в 1719—1727 годах, Андрей Матвеев женился на дочери кузнечного мастера Канцелярии от строений Ирине Степановне Антроповой (род. 1714). Она приходилась двоюродной сестрой А. П. Антропову, впоследствии известному живописцу. Художник на портрете правой рукой обнимает свою юную супругу, а левой поддерживает ее за руку, как бы выдвигая на первый план и приближая к зрителю. Позы и движения обоих лишены жеманства, они спокойны, естественны, полны достоинства и грации. Вся атмосфера портрета напоена глубоким лиризмом, неожиданным для эпохи. Созданные Матвеевым образы говорят об интересе к человеку, к его личным качествам. Матвеев создает свой тип лирического портрета, сосредоточивая внимание на эмоциональном содержании образа. В истории русского искусства произведение Матвеева явилось первым автопортретом. Он находился в семье художника, затем принадлежал его сыну В. А. Матвееву и в 1808 году был передан последним в дар Академии художеств. На обороте портрета имеется воспроизведенная при дублировании холста надпись: «Матвеевъ, Андрей, первый Русскiй живописецъ и его супруга. Писалъ самъ художникъ».
«Автопортрет с женой» никогда не вызывал сомнений в авторстве Матвеева. Однако не все соглашались с тем, что это действительно автопортрет. Н. М. Молева и Э. М. Белютин доказывают, что на портрете изображены Антон Ульрих Брауншвейгский и Анна Леопольдовна (Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера: Канцелярия живописи первой пол. ХVIII в. — М.: Искусство, 1965. С. 100—101.). Это утверждение категорически опровергается Т. В. Ильиной и С. В. Римской-Корсаковой (Ильина Т.В., Римская-Корсакова С.В. Андрей Матвеев. — М., 1984. С. 112—119.).
Матвеев А.М.
Живописец, портретист, иконописец, автор аллегорических, декоративно-монументальных композиций.
Один из основоположников русской светской живописи и один из основателей портретного жанра в русской живописи. О его происхождении известно лишь то, что родился он в семье разночинцев. В 1716 по указу Петра I был послан для обучения живописи в Голландию. С сентября 1717 по сентябрь 1723 учился в Амстердаме у А. Боонена, а также у известного портретиста Арнольда Схалкена в его амстердамской мастерской, а с декабря 1723 по май (?) 1727 – в Антверпенской Академии художеств у Спервера (?). От пенсионерских лет, составивших половину его сознательной жизни, сохранилось много счетов на оплату и всего четыре картины: одна аллегорическая, две мифологических и портрет. В августе 1727 вернулся в Петербург и был принят в штат Канцелярии от строений. В 1731 получил звание мастера и возглавил живописную команду Канцелярии от строений. Участвовал в росписи Петропавловского собора, царских резиденций в Петербурге, писал образа для церкви святых Симеона и Анны. Его наследие сегодня составляют иконы, росписи плафонов и триумфальных ворот, орнаменты, портреты, реставрация монументально-декоративных произведений и др. В собрании Русского музея среди прочих работ Матвеева хранится картина «Аллегория живописи», 1725, написанная на смерть Петра I для Екатерины I.