Во славу Отечества
Служители прекрасных муз
Покровительницами песен, поэзии, искусств и наук в античном мире называли дочерей Зевса и богини памяти Мнемосины. Эти музы во все времена вдохновляют людей и поощряют их начинания. В 1764 году по указу императрицы Екатерины II в России была создана Императорская Академия Художеств, как государственное учреждение, регламентировавшее художественную жизнь России. Среди портретов современников и сподвижников императрицы ‒ директор Санкт-Петербургской Академии наук княгини Е.Р.Дашкова, статс-секретари императрицы И. П. Елагин и А.В.Храповицкий. Важное место среди образов деятелей культуры второй половины XVIII ‒ первой половины XIX веков занимают портреты архитекторов ‒ создателей неповторимого облика Петербурга и его окрестностей ‒ Ф.Б.Растрелли и А.Ф.Кокоринова, И.Е.Старова и Ю.М.Фельтена, Н.А.Львова и А.Д.Захарова, А.Н.Воронихина и К.И.Росси.
Значительное число портретов XIX века посвящено «братьям по перу», художникам: «Портрет К.И.Головачевского с тремя воспитанниками Академии» А.Г.Венецианова, портреты гравера Н.И.Уткина и мастера акварельного портрета П.Ф.Соколова кисти В.А.Тропинина, портрет живописца и рисовальщика князя Г.Г.Гагарина (акварель К.П. Брюллова). Целую серию портретов деятелей искусств 1860‒1880-х годов оставили И.Н.Крамской (художников Ф.А.Васильева, И.И.Шишкина, А.Г.Горавского, издателя А.С.Суворина и др.) и В.Г.Перов (портрет И.С.Тургенева). В творчестве художников, начиная с 1840-х годов, все чаще появляются групповые портреты: актер и педагог П.А.Каратыгин запечатлел в своей небольшой акварели живописцев К.П.Брюллова и Я.Ф.Яненко, композитора М.И.Глинку и поэта Н.В.Кукольника; М.И.Скотти оставил нам на память портрет братьев Бенуа; а Б.М.Кустодиев, готовясь написать групповой портрет художников общества «Мир искусства», создал пастелью около десяти портретов своих единомышленников и подготовительный эскиз к картине. С начала ХIХ века в русском изобразительном искусстве все больше развивается интерес к неповторимому духовному миру человека. И это явление нашло отражение в том числе в жанре автопортрета. Их оставили нам Ф.И.Шубин и А.Е.Егоров, братья К.П. и А.П.Брюлловы, Ф.А.Бруни и А.Г.Варнек, Ф.П.Толстой и А.Г.Венецианов, Г.В.Сорока и В.А.Тропинин. В XX веке к автопортрету обращались В.Э.Борисов-Мусатов и М.В.Добужинский, Б.М.Кустодиев и И.Э.Грабарь, К.С.Петров-Водкин, Е.Е.Моисеенко и многие другие.
В собрании Русского музея хранятся графические и живописные портреты знаменитых русских поэтов, драматургов, прозаиков, в том числе А.П.Сумарокова и Г.Р.Державина, И.А.Крылова и А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского и Н.В.Гоголя, создателя легендарного Козьмы Пруткова А.К. Толстого и автора "Черной курицы" А.Погорельского (псевдоним А.А.Перовского), И.С.Тургенева и Л.Н.Толстого. Особым вниманием у живописцев пользовались музыканты и театральные деятели, благодаря чему сегодня можно увидеть замечательные образы первого исполнителя роли Ивана Сусанина в опере М.И.Глинки «Жизнь за царя» О.А.Петрова; балерины Анны Павловой и танцовщицы Иды Рубинштейн, созданные В.А.Серовым; выдающегося русского баса Ф.И.Шаляпина; театральных режиссеров К.С.Станиславского, А.Я.Таирова и В.Э.Мейерхольда; композиторов А.П.Бородина, А.Г.Рубинштейна, А.К.Глазунова, а также критика В.В.Стасова, написанные И.Е.Репиным и другие. Важную роль в сохранении русской культуры сыграли коллекционеры и меценаты, в том числе С.Г. и А.С.Строгановы, Г.Г.Кушелев, Н.Б.Юсупов, Ф.И.Прянишников, М.К.Тенишева, а также выдающийся деятель первой трети XX века, организатор "Русских сезонов" в Париже С.П.Дягилев.
- [Все разделы]
- На государственной службе Отчизне
- Герои, сражения, победы
- Служители прекрасных муз
- Попечители, меценаты, духовные наставники