А.Н.Самохвалов в коллекции ГРМ
Александр Самохвалов принадлежит к первому поколению художников, учившихся и работавших при советской власти. Среди видов изобразительного искусства, в которых проявил себя мастер, живопись, графика, книжная иллюстрация, плакат, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства.
Из ранних работ на выставке можно увидеть произведения cамаркандского периода (1921) и дипломную картину «Головомойка» (1922—1923). В них автор решает сложные пространственные задачи "сферического видения", разрабатываемые его наставником К.С.Петровым-Водкиным. В 1923 году в Новгородской губернии в деревне Наволок Самохвалов создал серию рисунков, среди которых особенно выразительны мужские портреты углем («Портрет мужчины в картузе», «Дед Шаня» и др.).
В 1925?1926 годах состоялось важное для формирования творческого языка художника знакомство с росписями древних памятников в Старой Ладоге, Самохвалов отмечал созвучность их новому времени. Несколько гуашей («Девочка с морковкой», «Девочка, играющая в рюхи») были написаны автором как прямое использование изобразительной концепции новгородских фресок. Этот опыт позволил художнику создать позднее монументальные по форме и важные по содержанию произведения. В эти же годы Самохвалов пробует себя в плакате и декоративно-прикладном искусстве, используя стилистические приемы древнерусского искусства. Небезынтересна подготовительная работа художника над картиной «Радость жизни», которая, к сожалению, не была осуществлена. На выставке экспонируются восемь этюдов 1928 года, выполненные гуашью («Девушка в черном купальнике»; «Юноши на пляже» и др.) и небольшой эскиз картины. В небольших по размеру, но монументальных по исполнению работах художник c воодушевлением создавал "современную сказку солнечной радости", связывая ее с тем новым временем, в котором жил он сам и его современники.
В 1930 году, во время командировки в Иваново-Вознесенск на ткацкие фабрики для создания картины о ткацком производстве, Самохвалов запечатлел поразившие его детские ясли ("В яслях (Утро)" и "Внимание (Ясли)". С 1931 по 1932 был командирован в коммуну «Ленинский путь» для "художественного отражения происходящих в стране изменений". Там были написаны «Портрет полевой работницы Анны Ульяновой» и «Товарищ Степанов — кузнец коммуны "Ленинский путь"».
С именем А. Самохвалова связано утверждение в искусстве образа нового человека, которым для художника стала советская женщина, активный участник строительства нового мира и новой жизни.Он создавал образы "богинь", которые, по меткому замечанию его современника, художника А. Дейнеки, все-таки были узнаваемы и несли печать "наших, русских" («Кондукторша». 1928; «Щебенщики». 1926; «Ткацкий цех». 1929; «Девушка с мячом». 1933; «После кросса». 1934—1935; «Вузовка». 1936—1937 и др.). Одним из самых ярких символов эпохи была признана «Девушка в футболке» (1931—1932), картина, ставшая иконой советского искусства, удостоенная золотой медали на Международной выставке в Париже (1937). «Девушку в футболке» назвали «советской Джокондой», в которой воплотились представления об эпохе, «прекрасной современнице, девушке, каких не было раньше».
В произведениях А. Самохвалова отразились важные вехи новой эпохи 1920—1940-х годов: перестройка народного хозяйства (серия «В коммуне "Ленинский путь"». 1931—1932; «Ремонт паровоза». 1931), 15-летие Рабоче-крестьянской Красной армии («Военизированный комсомол». 1932—1933), строительство Московского метрополитена (серия «Девушки метростроя". 1934); спортивные соревнования и парады («На стадионе». 1934—1935; «С.М. Киров принимает парад физкультурников», 1935 и др.), исторически значимые события («Появление В.И. Ленина на II Всероссийском съезде советов», (1940) и «А. Блок в рабочем пикете». 1964) и многие другие.
Уже с середины 1920-х годов Самохвалов делает книжные иллюстрации. За свою жизнь художник оформил свыше шестидесяти книжных изданий, среди которых особенно выделяются иллюстрации к книге М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» (1935).
Александр Самохвалов стремился передать поэзию революционных, трудовых и спортивных свершений советских людей, создав искусство больших обобщений. В разных видах изобразительного искусства он воплотил эпоху героев 1920—1930-х годов, обожествив их и наделив невиданной прежде энергией и силой.