Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Ресурсы

  • Mediateka
  • Art gallery
  • Useful links
  • For the staff of the branch

Управление

  • Contacts
  • Site map
  • Create content

Search

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Navigation

  • Русский музей и его коллекции
  • Искусство и религия
  • Художники
  • 70 лет Победы
  • 70 лет Победы (Брянск)
  • 1812 год
  • Latest images
  • Авторские программы В.Гусева
  • Всеволожск
  • Гатчина
  • Гимназия при ГРМ
  • Гомель (Беларусь)
  • Добужинский
  • Егорьевск
  • Екатеринбург
  • Екатеринбург
  • Запорожье (Украина)
  • Защитники Отечества
  • Из Салоник в Санкт-Петербург
  • Ирбит
  • Каунас (Литва)
  • Кемерово
  • Кириши
  • Кострома
  • Котка (Финляндия)
  • Кохтла-Ярве (Эстония)
  • Краснодар
  • Лаголово
  • Лисий Нос
  • Магнитогорск
  • Москва (МГУ)
  • Мурманск
  • Нижний Новгород
  • Объединения и стили
  • Пермь
  • Петродворец
  • Петрозаводск
  • Программы наших партнеров
  • Репин
  • Салоники (Греция)
  • Самара
  • Самохвалов
  • Санкт-Петербург (АХ)
  • Санкт-Петербург (РГПУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУ)
  • Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
  • Санкт-Петербург (Центр Альбрехта)
  • Саратов
  • Сверчков
  • Севастополь (Украина)
  • Серов
  • Сказки, мифы, легенды
  • Спорт в искусстве
  • Сценарии
  • Таллин (Эстония)
  • Тверь
  • Тверь
  • Томск
  • Тосно
  • Усть-Каменогорск (Казахстан)
  • Фильмы для детей
  • Челябинск
  • Шедевры ГРМ
  • Якутск
  • № 6
  • № 601
  • Из фондов музея
  • Материалы семинаров
  • Петербург - город музеев
  • Все программы
  • Игры
  • Пополнить МЕДИАТЕКУ
  • Новинки
  • Указатель имен художников
  • Все печатные издания

Щукин С. Портрет императора Павла I. 1797

  • user warning: Table './ci19934_virtualr/cache_page' is marked as crashed and last (automatic?) repair failed query: LOCK TABLES cache_page WRITE in /var/www/fastuser/data/www/virtualrm.spb.ru/includes/database.mysql.inc on line 174.
  • user warning: in /var/www/fastuser/data/www/virtualrm.spb.ru/includes/database.mysql.inc on line 174.

Павла I писали многие художники, русские и иностранные, но система изображения всегда была одинакова - официально-обязательная с величественными атрибутами монаршей власти, тяжеловесным великолепием горностаевых мантий и шитых золотом костюмов. Степан Щукин сумел избежать помпезной парадности и раскрыл противоречивый характер самого неординарного монарха России. Задуманный как парадный, он, тем не менее, с трудом может быть отнесен к этой сфере живописи столь неожиданно и оригинально его решение.
Щукин С.С. Портрет императора Павла I. 1797Щукин С.С. Портрет императора Павла I. 1797
Портрет предельно прост - никаких занавесей, корон и скипетров. В пустом пространстве стоит одинокая фигура в мундире полковника Преображенского полка с офицерской тростью в руке. Но лаконичная композиционная простота насыщена и колористически, и духовно. С большим вкусом пишет Щукин муаровую ленту, алый воротник, золотое шитье, бриллианты — достигая здесь изысканной живописности. Но главное внимание уделяет лицу, написанному в сложных градациях розовых, бледно-голубых, зеленоватых тонов, придающих образу необходимую осязательность и в то же время оттенок чего-то болезненно ненастоящего. Поражает тонкость и сложность понимания царственной модели, что остается лишь удивляться художнику, который осмелился быть так независим в изображении монарха. Портрет с какой-то обнаженной правдой запечатлел образ незадачливого самодержца.

Интересна и история появления произведения. Вступив на престол, Павел пожелал тотчас же иметь свой парадный официальный портрет. Отыскали какого-то портретиста-француза, который потребовал за работу очень большую сумму. Граф Орлов доложил об этом государю, и когда последний гневно заметил: зачем существует Академия, когда нет своих живописцев, - Орлов немедленно отправился к Степану Щукину. Тот согласился написать портрет за дешевую сравнительно с требованием француза цену (3000 рублей). Художник представил два предварительных эскиза: на одном Павел представлен анфас, в шляпе, с толстой тростью в руке; другой представляет государя едущим верхом на лошади. Император одобрил первый эскиз. Через некоторое время работа была готова и так понравилась Павлу, что Щукин получил не только звание академика, но и орден Владимира IV степени, а так же огромные деньги – шесть тысяч рублей.

Рубеж веков – это всегда напряженно-драматический период, время потрясений и тревожного ожидания грядущего, но это и время надежд на лучшее будущее. В России новый XIX век начался с дворцового переворота и убийства Павла I, за восшествием на престол Александра I и надеждой на «дней александровых прекрасное начало», последовали Наполеоновские войны, восстание декабристов, их казнь и репрессии. И на этом историческом фоне происходит невероятный расцвет русской культуры – наступает блистательная пушкинская пора. В русском искусстве этого периода особенно велика роль архитектуры. Поэтому неслучайно среди работ первой половины XIX века центральное место занимают портреты трех великих русских зодчих – Андрея Воронихина, Карло Росси и Андреяна Захарова.

Далее

Вернуться к началу выставки

 

© 2008-2015 Russian Museum
Terms of use

User login

  • Request new password