- Карта филиалов
- Филиалы
- Музеи
- Учебные заведения
- Альметьевск
- Архангельск
- Балаково
- Волхов
- Екатеринбург
- Ижевск
- Ишим
- Канкаанпяя (Финляндия)
- Кемерово
- Красноярск
- Кронштадт
- Лаппеенранта (Финляндия)
- Лахти (Финляндия)
- Лёвен
- Москва (МГУ)
- Москва (РЭУ)
- Москва (гимназия)
- Нижний Новгород
- Пенза
- Полоцк (Беларусь)
- Рига (Латвия)
- Санкт-Петербург (АХ)
- Санкт-Петербург (ВКА)
- Санкт-Петербург (ГУМиРФ)
- Санкт-Петербург (ПСПбГМУ им. Павлова)
- Санкт-Петербург (РГПУ)
- Санкт-Петербург (СВУ МВД России)
- Санкт-Петербург (СПбГПУ)
- Санкт-Петербург (СПбГУ)
- Санкт-Петербург (СПбГУКИ)
- Санкт-Петербург (СПбУУиЭ)
- Санкт-Петербург (училище им. Н.К. Рериха)
- Саратов
- Саратов (СОИРО)
- Севастополь (Украина)
- Сыктывкар
- Тверь
- Тула
- Турку (Финляндия)
- Уфа
- Харьков
- Челябинск
- Челябинск (ЧГАКИ)
- Ялта
- Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
- Школы и детские сады Санкт-Петербурга
- Школы Ленинградской области
Прогулки по городу
>>>Прогулки с виртуальными филиалами ЧЕТВЕРТЫЙ ВЕК ДОМИКА ПЕТРА
От предания к утверждению
Старинное здание «Домик Петра» расположено на улице Почаинской в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода, на северном склоне откоса, спускающегося в сторону реки Волги. Согласно укоренившемуся мнению, именно в этом доме, принадлежавшем в конце XVII века «торговому человеку гостиной сотни» Ефиму Чатыгину, в мае 1695 года останавливался царь Петр Первый, совершавший Азовский поход.
Легенда о доме у Почаинского оврага, как одном из возможных мест проживания Петра I, бытовала, по крайней мере, уже в начале XIX века. Тогда, впрочем, к этой версии относились с сомнением. Характерна запись в дневнике братьев-художников Г.Г. и Н.Г. Чернецовых, посетивших город в 1838 году: «Поклонясь гробу бессмертного Минина..., мы прошли к дому, в котором, полагают, останавливался Петр Великий в бытность свою в Нижнем. По всему видно, что этот дом существует давно: с двух сторон он имеет быки, или контрфорсы, но о подлинности пребывания в нем Петра Великого нет никаких доказательств, кроме предания».
Недоверие объяснялось просто: считалось, что «великий преобразователь России» посетил Нижний Новгород лишь один раз (весной 1722 года), избрав для своей резиденции дом Строгановых на Нижнем базаре, чему имелись хоть какие-то доказательства.
Но в феврале 1847 года в «Нижегородских губернских ведомостях», редактируемых П.И. Мельниковым, появилась публикация о пребывании царя в Нижнем Новгороде «гораздо прежде персидского похода». Со ссылкой на статью в «Санкт-Петербургских ведомостях», читателям сообщалось: «Все эти сведения вновь извлечены г. академиком Устряловым из Государственного Архива». Конечно, самому Н.Г. Устрялову ничего не было известно о том, где проживал Петр Первый в Нижнем Новгороде весной 1695 года. Местный же автор сразу расставил все по своим местам: «Теперь объясняется предание о доме, принадлежащем г. Польцу на Почаинской улице. Предание говорит, что здесь останавливался Петр Великий. Года два тому назад мы говорили об этом доме, но не зная еще о пребывании Петра в Нижнем в 1695 году, отнесли это предание к 1722 году и усумнились в подлинности его, ибо из актов видно, что во время персидского похода Петр останавливался в доме баронов Строгоновых, что около церкви Рождества. Теперь полагаем, что в каменном доме на Почайне, принадлежавшем прежде Чатыгину, а теперь г. Польцу, Петр жил во время азовского похода».
В 1857-1859 годах выходит труд первого историка Нижнего Новгорода Н.И. Храмцовского, для которого все уже было очевидно: «В этот проезд [в 1695 году. – Авт.] государь останавливался на Почайновской улице, в каменном доме Чатыгина»; «В верхнем конце ее, направо, невдалеке от церкви, сохранился еще тот каменный двухэтажный дом, в котором в 1695 году Петр Великий провел целую неделю на пути в Азов». Инициатором окончательного превращения дома в один из акцентов местной истории стала Нижегородская губернская ученая архивная комиссия (НГУАК). Ее первый председатель, А.С. Гациский, подчеркивал: «Для Н. Новгорода, который исстари гордится своим патриотизмом, невозможно забыть Петра I. Нижегородцы должны навсегда сохранить у себя память о великом русском гении, сохранить для себя, для своих потомков и для всех русских людей, которые будут посещать Н.Новгород. Нижегородцы могут сделать это сохранением на вечные времена того дома, где во время первого своего посещения Н.Новгорода останавливался Петр I».
А.С. Гацискому вторил художник и краевед А.П. Мельников: «Нижний Новгород, несмотря на свое с лишком шестисотлетнее существование, несмотря на свое когда-то историческое значение, не может похвастаться многочисленностью памятников древности. ... К числу этих немногочисленных памятников старины нижегородской... должно отнести два старинных дома, не столько замечательных, впрочем, своей сравнительно неглубокой древностью, сколько связанными с ними воспоминаниями о пребывании в Нижнем Петра Великого. Эти два дома принадлежат к тем редким памятникам гражданской архитектуры, остатки которых так мало уцелели на Руси».
Еще через несколько лет, выступая на одном из заседаний НГУАК, известный общественный деятель тех лет А.М. Меморский отмечал: «Центр русского речного судоходства г. Нижний Новгород не может и не имеет права «забывать дедушку русского флота» и всякая память о нем здесь у нас более чем в другом каком-либо городе должна быть сохранена и соблюдена как святыня. Исторический факт посещения Императором Петром I Н.Новгорода 16 мая 1695 года связан с историческим преданием о доме, в котором останавливался основатель русского флота. ... Само собой понятно, что место это и дом не могли укрыться от проницательного взгляда... А.С. Гациского и дом этот был отмечен им, а его превосходительство Н.М. Баранов – непременный попечитель комиссии, горячо любящий наш край, не только поддержал... в мысли сохранить навсегда этот дом, как исторический памятник, а стал руководителем и главным деятелем по изъятию этого дома из частного владения, куда он попал на пространство двухсотлетнего движения истории города....».
После покупки дома в 1888 году с целью размещения в нем «Петровского» исторического музея, легенда о доме окончательно превратилась в «реальность», «домик Петра» стал одним из городских «брэндов», вошел в памятные книжки и путеводители по Нижнему Новгороду.
Научный руководитель проекта реставрации «Дома Петра» главный архитектор Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской С.Л. Агафонов в 1959 году, придерживаясь распространенной точки зрения, указывал однако, что «было бы правильнее называть его домом Чатыгина, которому здание принадлежало в это время». Впрочем, для С.Л. Агафонова безусловную ценность представляло прежде всего само здание - «редкий тип русского каменного жилого дома», тогда как в общественном представлении значимость дома определялась фигурой «царя-реформатора».
Но как бы ни хотелось связывать именно этот дом со знаковой фигурой в истории России, объективность такова: Петр Первый, возможно, и останавливался в каменных палатах у Почаинского оврага, однако доказательств тому на сегодняшний день не имеется. Внимание должно уделяться прежде всего редкому памятнику архитектуры, возведенному на исходе древнерусской эпохи и оказавшемуся в наши дни далеко не в лучшем состоянии.
Владельцы дома на протяжении трехсот лет неоднократно менялись. Постепенно «маленький домик на Почайне» приходил в упадок. «...Одно время он принадлежал откупщику и в нем был склад вина и винных бочек; затем к концу восьмидесятых годов настоящего столетия дом... пришел в совершенное запущение: штукатурка с него обвалилась, полы почти сгнили и т.д. Служил он в это время ночлежным домом и даже в той самой комнате, где жил Петр, отдавались внаем углы для беднейшего класса населения», - писала в XIX местная газета.
Памятник истории, архитектуры, реставрации, запустения
Осенью 1888 года, по инициативе губернатора Н.М. Баранова, было принято решение об организации в доме исторического музея. Вскоре дом с «усадебным местом» был выкуплен за 25000 руб. у последней владелицы Р.Л. Шприц и передан в ведение НГУАК. К этому времени в доме «кроме стен... ничего не осталось от петровского времени». Но «на основании некоторых догадок и соображений», его предполагалось «восстановить в прежнем виде».
Часть дома первоначально планировалось передать только созданному тогда Нижегородскому речному училищу, однако, благодаря стараниям того же Н.М. Баранова и крупному пожертвованию купца Н.А. Бугрова, училище обрело собственное двухэтажное деревянное на каменном фундаменте здание. Его выстроил городской архитектор Н.П. Иванов в 1890 году на приобретенном для этого «пустопорожнем месте» рядом с историческим памятником.
К Н.П. Иванову же в мае 1890 года обратилась и комиссия по устройству Петровского музея с просьбой «о немедленном приступе к ремонту и реставрации» старинного дома. Работы проводились быстро и в октябре того же года были «почти окончены».
Дом купца Чатыгина является одной из немногочисленных сохранившихся каменных жилых построек Нижнего Новгорода, возведенных в конце XVII – начале XVIII веков. Как отмечал архитектор С.Л. Агафонов, в отличие от обычных домов того времени, палаты Чатыгина имели два подсобных этажа, перекрытых, как и верхний парадный жилой этаж, цилиндрическими и сомкнутыми сводами. Каждый небольшой ярус-этаж состоял из одной жилой и одной подсобной комнаты. Первый ярус, значительно заглубленный в землю, целиком предназначался под кладовые. Окна жилых помещений были обращены на юг и восток, как это было принято в древнерусском строительстве. С северной стороны, вдоль выходящей на реку стены второго яруса, располагалась деревянная галерея, основанная, видимо, на столбах. С запада примыкали деревянные хоромы, и с этой же стороны первоначально находился вход в здание.
Проект Н.П. Иванова заключался в стилизации облика дома под древнерусскую каменную постройку. С северной стороны, где прежде находилась деревянная галерея, выстроен пристрой с чугунной лестницей. С западной стороны, на месте деревянной пристройки с лестницей, ведущей на третий ярус, была возведена лестничная клетка с каменным крыльцом, подражавшим формам русских парадных крылец XVII века, совершенно исказившая характер древнерусского жилья. Старые, вытесанные из кирпича наличники, тяги, сандрики и карнизы были заменены гипсовыми и штукатурными деталями на новых местах и по новому рисунку, не соответствовавшему прежнему образцу, стены оштукатурены цементом. Окна были расширены, а с северной стороны прорублены вновь. В результате этих переделок распалубки в сводах над окнами оказались смещенными относительно осей вновь прорубленных окон. Чтобы исправить это несоответствие, строители вынуждены были использовать неоправданно толстый слой штукатурки на сводах, простенках и распалубках, достигавший местами 10-15 см. Так как деревянные связи, заложенные внутрь стен, сильно прогнили, и здание дало трещины, для укрепления были усилены контрфорсы.
В столбы крыльца, так же, как и в карниз лестничной клетки, были вставлены изразцы XVIII века, происхождение которых не совсем понятно. В некоторых работах указывается, что изразцы использовались из разобранных печей самого дома. Не исключено, что для оформления использовались также изразцы со старинной печи, ранее находившейся в здании волостного правления села Нового Ликеева Нижегородского уезда.
В комнате верхнего этажа дома, для придания большей достоверности интерьерам, установили старинную изразцовую печь, перевезенную с согласия Балахнинской земской управы из ее здания в городе Балахне.
На ремонт дома и его оборудование было израсходовано 5000 руб., по большей части «добытых стараниями... его превосходительства Н.М. Баранова путем частных пожертвований». Первый нижегородский музей состоял из восьми небольших отделов (доисторической археологии, нумизматики, оружия, одежд и украшений, церковной археологии и домашней утвари), среди которых были распределены около 1300 предметов, поступивших в дар НГУАК или приобретенных ею. На одном из заседаний комиссии осенью 1893 года обсуждались недостатки проведенной реставрации: «Некоторые отдельные части... здания не вполне выдержаны в стиле той эпохи, когда построен дом». «Надо сознаться..., что самое помещение коллекций далеко не представляет тех удобств, какие были бы желательны: комнаты малы, низки и некоторые сыроваты, стены их со сводами, что препятствует возможности развесить на них картины и портреты». Поэтому еще до открытия экспозиции НГУАК высказывали пожелание переместить коллекцию в более подходящее помещение, а в «домике Петра» воспроизвести ту обстановку, в которой царь «нередко живал».
Первоначально музей предполагалось открыть в 1892 году, но было отложено из-за эпидемии холеры. Затем не нашлось денег на ежегодное содержание музея, после возник вопрос с устройством художественного музея и др. Открытие, намечавшееся на 3 января 1895 года, также не произошло, музей находился «в периоде его организации». А в 1896 году экспозиция переместилась в Дмитровскую башню Нижегородского кремля, где и состоялось открытие первого городского художественно-исторического музея.
Незадолго до этого к председателю НГУАК А.А. Савельеву обратилось Общество распространения начального образования с просьбой «воспользоваться помещением Петровского музея, в виду его перемещения..., для открываемой вновь бесплатной народной читальни в районе Нижнего Базара». Разрешение на устройство читальни было дано. В начале учебного 1898-1899 года речное училище, «из-за большого наплыва учеников», решило воспользоваться своим правом на дом и разместить в нем некоторые классы. Это стало причиной разбирательства о между НГУАК, «Обществом» и училищем о юридической принадлежности здания. В итоге было подтверждено, что НГУАК «домик Петра» не принадлежал, «а находился лишь под ее ведением». В 1900 году библиотека-читальня была закрыта самим «Обществом» по причине отсутствия средств на ее содержание. В дом перенесли «модельную и образцы такелажных работ» и устроили Петровский речной музей. Согласие на устройство музея дала НГУАК, подчеркнув, что здание не должно было перестраиваться, а также указав на то, что «не отступается от своих [прав] на владение... домиком как в виду того, что он представляет собою важный исторический памятник, так и потому, что домик... может... понадобиться для целей самой комиссии».
Но в дальнейшем НГУАК осуществляла лишь надзор за состоянием дома. Так, в конце 1909 года А.Я. Садовский докладывал о результатах осмотра здания: «Наружный вид его плох: краска облупилась, около контрфорсов трещины. Верхний этаж... теперь занимается канцелярией речной полиции. Модели судов сдвинуты к одной стене, и большая часть комнаты отведена под канцелярию, стоят столы и занимаются писцы. Первая комната верхнего этажа перегорожена тесовою перегородкою, за которою живет сторож, к изразцовой печи приделана кухонная плита, обезобразившая печь. В нижнем этаже квартира служащих речной полиции. Все помещения содержатся довольно опрятно». По итогам осмотра приняли решение обратиться к руководству речного училища о восстановлении речного музея и помещений «в их реставрированном виде».
В годы Великой Отечественной войны в подвале было устроено убежище ПВО, а с 1945 по 1959 годы подвал использовался как склад. Каких-либо серьезных работ на доме в послевоенное время не проводилось, в первом и втором этажах жили люди.
Осенью 1956 года городскому отделу по делам строительства и архитектуры было поручено разработать проект благоустройства дворового участка дома. На «предфасадной площадке» со стороны Почаинской улицы планировалось разбить цветник и установить бюст Петра I с мемориальной надписью на гранитном пьедестале. Работы проведены не были.
К концу 1950-х годов дом, находившийся в ведении городского управления культуры, производил удручающее впечатление: «...Когда смотришь на этот памятник глубокой старины, поневоле напрашивается вопрос: в чем, собственно говоря, заключается предусмотренная законом охрана? На кого она возложена и кто отвечает за нарушение закона? Очевидно, никто не отвечает. Только этим можно объяснить нынешнее плачевное состояние домика. Лепные украшения фасада разрушаются, каменное крыльцо обваливается, в коридоре разбито много стекол. ...», - писала газета «Горьковский рабочий». К этому времени полностью сгнили внутристенные деревянные связи, а контрфорсы совершенно отделились от стен и, как отмечал позднее С.Л. Агафонов, «здание стояло накануне катастрофы».
В 1960 году, в результате проведенного обследования здания, было установлено его аварийное состояние. Тогда же архитектор ГСНРПМ Е.А. Окишев разработал проект реставрации дома. Первый этап реставрационно-восстановительных работ был выполнен в 1960-1961 годах: заполнение мест сгнивших связей, удаление позднейшего декора, разборка контрфорсов, реставрация северного фасада. Изразцы, снятые с фасадов дома, переданы в Горьковский историко-архитектурный музей-заповедник (ныне НГИАМЗ). На фасаде дома устанавливается мемориальная доска (автор – скульптор А.В. Кикин).
В 1961 году работы по реставрации были приостановлены и возобновились лишь в 1972 году, а в апреле 1969 года решением Горьковского горисполкома была утверждена охранная зона памятника, границы которой проходили параллельно фасадам здания на расстоянии 20 метров от каждого фасада.
Второй этап реставрационно-восстановительных работ завершился в 1974 году (архитектор В.А. Лапин). Были восстановлены окна южного и восточного фасадов, устройство тесовой кровли, осуществлены работы по интерьерам и др. При работах 1973 года искажен рисунок кокошников окон третьего яруса, особенно южного фасада.
Основной позднейший акцент здания - западный пристрой с крыльцом – в ходе проведения реставрации был сохранен. В обосновании к проекту реставрации он был охарактеризован как «не представляющий особой архитектурной ценности и исторического значения», однако указывалось, что он имел право на существование по ряду причин. Главной причиной являлось то, что восстановить в подлиннике конкретные формы раннего деревянного пристроя и лестницы было чрезвычайно трудно, поэтому, «ликвидировав существующий пристрой и соорудив на его месте деревянную клеть с крыльцом сомнительной достоверности, можно исказить облик памятника». Кроме того отмечалось, что пристрой конца XIX века «являет собой веху в истории существования памятника архитектуры, т.к. в свое время дом Чатыгина был «реставрирован» именно в этом стиле». В помещениях отреставрированного дома разместилось Горьковское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), на средства которого и проводилась реставрация. Намерение создать музей Петра I не было осуществлено. С начала 1990-х годов в доме помещался реставрационная организация «Наследие», подвальное помещение использовалось под кафе. В 1996 году, в память о 300-летии российского флота и посещении Петром Первым Нижнего Новгорода, на фасаде устанавливается горельеф с его изображением (авторы – скульптор Т.Г. Холуева, архитектор А.И. Улановский).
В настоящее время здание не эксплуатируется и требует проведения крупных ремонтно-реставрационных работ.
Автор текста: Виталий Викторович Краснов, старший научный сотрудник НИП «Этнос»