Спорт в русском изобразительном искусстве. Скульптура
ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА "СПОРТ В РУССКОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ"
В скульптуре в 1920-е – 1930-е гг. также происходит обращение к теме спорта, продолжается разработка изобразительного языка, позволяющего отразить состояние человека в момент наивысшего напряжения. Этюды, созданные из гипса, как подготовительный рабочий материал, приобретают самостоятельное значение, позволяющее передать малейшие движения модели (М.Манизер «Метание копья», 1927; М.Манизер «Игра в городки», 1927; В.Эллонен. «Волейбол», 1935; В.Белинков «Боксер», 1960-е; Л.Разумовский «Мальчик-хоккеист», 1956). В них «живут» внешне едва уловимая мимика лица, игра мышц туловища, напряженность бицепсов рук и ног, красота которых дополняется виртуозной игрой света и тени, создавая целостный художественный образ. Лишь отдельным скульпторам, работающим с твердыми материалами (бронза, гранит, дерево), удается добиться такой же виртуозности, как и в гипсе, обеспечивая жизнь героям и своим произведениям на века (А.Самохвалов «Дискобол» 1930-е, А.Самохвалов «Бег», 1930-е; М.Манизер «Борцы», 1949-1951; Л.Якерсон «Спортсмен», 1934, и др.). Одним из шедевров стала скульптура «Конькобежка» Е.Янсон-Манизер (1949), моделью для которой послужила первая советская чемпионка мира в конькобежном спорте Мария Исакова. Пластические ходы, отмечаемые в творчестве современных скульпторов, глубоко индивидуальны – от брутально вылепленных, в физическом смысле весомых форм до графически-силуэтных, почти нематериальных. В каждом случае скульптурная форма становится важным смыслообразующим фактором раскрытия темы. При этом эмоциональная наполненность образа часто передается не за счет мимики, а за счет найденности поз или жестов. Формообразование сведено к минимуму: ничего лишнего, никаких подробностей и деталей, чистая логика формы, отсылающая к древним архетипам (О.Цхурбаев, М. Дронов, С. Бычков, В. Корнеев, И.Козлов, А. Налич, О. Карелиц). |
|
На выставке представлены произведения из коллекции Русского музея и из собраний художественных музеев России:
- Архангельск, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера»
- Барнаул, Государственный художественный музей Алтайского края
- Брянск, Брянский областной художественный музейно-выставочный центр
- Валуйки, Валуйский историко-художественный музей
- Владивосток, Приморская государственная картинная галерея
- Владимир, Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
- Волгоград, Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова
- Елабуга, Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
- Зеленогорск, Зеленогорский музейно-выставочный центр
- Ижевск, Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств
- Йошкар-Ола, Республиканский музей изобразительных искусств (Марий Эл)
- Киров, Вятский художественный музей им. В.М. и А.М.Васнецовых
- Красноярск, Красноярский художественный музей им. В.И.Сурикова
- Курган, Курганский областной художественный музей
- Липецк, Липецкая областная картинная галерея
- Магнитогорск, Магнитогорская картинная галерея
- Махачкала, Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
- Омск, Городской музей "Искусство Омска"
- Салехард, Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С.Шемановского
- Саранск, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д.Эрьзи
- Таганрог, Таганрогский художественный музей
- Тверь, Тверская областная картинная галерея
- Чебоксары, Чувашский государственный художественный музей
- Якутск, Национальный художественный музей Республики Саха
- Ярославль, Ярославский художественный музей
Собственные коллекции современных художников:
Приглашаем к участию в виртуальной выставке музеи, участвующие в нашем проекте!