- Карта филиалов
- Филиалы
- Музеи
- Архангельск
- Баку (Азербайджан)
- Барнаул
- Вольск
- Гавана (Куба)
- Горно-Алтайск
- Грозный
- Егорьевск
- Екатеринбург
- Запорожье (Украина)
- Ирбит
- Йошкар-Ола
- Казань
- Калининград
- Калуга
- Канкаанпяя (Финляндия)
- Киров
- Когалым
- Кострома
- Кохтла-Ярве (Эстония)
- Краснодар
- Лаппеенранта (Финляндия)
- Магнитогорск
- Майкоп
- Малага
- Москва (Царицыно)
- Мурманск
- Нарьян-Мар
- Нижний Тагил
- Новокуйбышевск
- Пермь
- Петрозаводск
- Ростов-на-Дону
- Салехард
- Самара
- Санкт-Петербург (МИСР)
- Саранск
- Смоленск
- Сольвычегодск
- Сочи
- Тамбов
- Тверь
- Томск
- Усть-Каменогорск (Казахстан)
- Череповец
- Южно-Сахалинск
- Якутск
- Учебные заведения
- Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
- Школы и детские сады Санкт-Петербурга
- Школы Ленинградской области
- Музеи
А.П. Боголюбов - художник и другие грани личности
>>>Прогулки с виртуальными филиалами
Боголюбов Алексей Петрович (1824 – 1896), выдающийся реформатор и просветитель в области искусства, был многогранен в своей творческой деятельности.
Он окончил Морской корпус и был выпущен со званием мичмана, навыки которого, несомненно, пригодились в его основном призвании художника-мариниста. Но малоизвестен тот факт, что Боголюбов отлично владел и искусством слова, оставив после себя несколько литературных произведений – мемуары «Воспоминания о в Бозе почившем императоре Александре III профессора живописи А.П. Боголюбова» и «Записки моряка-художника».
Родился Боголюбов в семье ветерана Отечественной войны 1812 г., по матери он - внук Александра Николаевича Радищева. Впоследствии Алексей Петрович создал в российской провинции, в Саратове, художественный музей имени А.Н. Радищева. Музей был открыт в 1885 году и стал первым общедоступным художественным музеем в русской провинции. Основой экспозиции стали дары художника.
Создание музея для Алексея Петровича Боголюбова стало делом всей жизни, потребовавшим немало сил и средств. Интересен один счастливый случай, который вывел художника на истинную дорогу, куда с детства влекло его призвание. А. П. Боголюбов в 1849 году служил офицером на корабле "Камчатка", на котором герцог Максимилиан Лейхтенбергский отправился на остров Мадеру. Герцог во время путешествия познакомился с молодым моряком, увидал его тогдашние рисунки и посоветовал ему заняться развитием своего природного таланта . Действительно, А. П. Боголюбов с 1850 года оставил морскую службу и поступил в Академию Художеств. Под руководством таких профессоров, как М. Н. Воробьев и Г. П. Виллевальде, он быстро достиг совершенства в изображении морских видов. А написанный в 1852 году "Вид Ревеля с моря" доставил художнику первую золотую медаль. В царствование Александра II им было написано много образцовых картин из истории русского флота при Петре Великом; в царствование Государя Александра III — несколько картин из истории Русско-турецкой войны 1877 года и большая картина "Прибытие русской эскадры в Тулон" (1893), написанная по заказу императора.
Коротко, но показательно, творческое многообразие Боголюбова можно определить следующими вехами его судьбы: встреча с Карлом Брюлловым, определившая творческую судьбу художника; Академия художеств, каноны видовой перспективной живописи; беседы с Александром Ивановым в Риме и в Париже; годы учения у мастеров французского и немецкого пейзажа, дружба с Коро, Добиньи, музыкальные "четверги" Шумана; работа над пейзажами в Голландии и в Крыму, в Нормандии и на Волге; дружба и сотрудничество с Крамским и передвижниками, совместная борьба с Академией; парижский художественный кружок, забота о молодых русских художниках во Франции; Тургенев, Золя, Виардо, французские музыканты; создание в царской России первого общедоступного музея в память революционера А. Н. Радищева, создание живописной истории русского флота.
Почти четверть века Боголюбов прожил в Париже, но творческая и общественная жизнь его неразрывными узами связана с судьбами русского искусства.