Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Виртуальные филиалы

  • Карта филиалов
  • Филиалы
    • Музеи
      • Архангельск
      • Баку (Азербайджан)
      • Барнаул
      • Вольск
      • Гавана (Куба)
      • Горно-Алтайск
      • Грозный
      • Егорьевск
      • Екатеринбург
      • Запорожье (Украина)
      • Ирбит
      • Йошкар-Ола
      • Казань
      • Калининград
      • Калуга
      • Канкаанпяя (Финляндия)
      • Киров
      • Когалым
      • Кострома
      • Кохтла-Ярве (Эстония)
      • Краснодар
      • Лаппеенранта (Финляндия)
      • Магнитогорск
      • Майкоп
      • Малага
      • Москва (Царицыно)
      • Мурманск
      • Нарьян-Мар
      • Нижний Тагил
      • Новокуйбышевск
      • Пермь
      • Петрозаводск
      • Ростов-на-Дону
      • Салехард
      • Самара
      • Санкт-Петербург (МИСР)
      • Саранск
      • Смоленск
      • Сольвычегодск
      • Сочи
      • Тамбов
      • Тверь
      • Томск
      • Усть-Каменогорск (Казахстан)
      • Череповец
      • Южно-Сахалинск
      • Якутск
    • Учебные заведения
    • Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
    • Школы и детские сады Санкт-Петербурга
    • Школы Ленинградской области

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Казань в жизни Давида Бурлюка

>>>Прогулки с виртуальными филиалами

Художники в Казани
  • И.И. Шишкин в Казани
  • Эдвард Турнерелли в Казани
  • Боголюбов - художник и другие грани личности
  • А.П. Боголюбов -литератор
  • Казань в жизни Давида Бурлюка
  • Родченко в Казани
  • Д.М. Фёдоров
  • Б.Урманче

Фешин Н.И. (1881-1955)
  • Художник Н.И. Фешин
  • Фешин Н.И. в коллекции нашего музея
  • По Фешинским местам
  • Н.И. Фешин - Надежда Михайловна Сапожникова. Ученица, друг, модель.
  • Жизнь "Девочки с картины"
  • Прогулки по Казани
  • История развития художественного музея Республики Татарстан
  • Филиалы Государственного музея изобразительных искусств РТ
  • Основа коллекции музея - собрание казанского коллекционера А.Ф. Лихачева
  • Музейная архитектура. Дом Генерала Сандецкого
  • Генерал А.Г.Сандецкий
  • Казанская икона Божьей матери
  • Святые князья Борис и Глеб. К 1000-летию почитания памяти благоверных князей

Казань в жизни Давида Бурлюка

Давид Бурлюк.Давид Бурлюк.Картина Давида Давидовича Бурлюка «Пейзаж с домом» в собрании ГМИИ РТ является удобным поводом поговорить о недолгом, но плодотворном пребывании художника в Казани. «А Казань, люльку своего искусства, я вспоминаю всегда с улыбкой». Так определил место Казани в своей жизни сам Д. Бурлюк.

«Пейзаж с домом» попал в музейную коллекцию из собрания Е.Д.Мясникова (Москва).

Картина - запечатленный этап, далеко не лишний раз напоминающий о творческом разнообразии Бурлюка. Художник, которого считают «отцом русского футуризма», сам не причислял себя к какому-то определенному стилю.

Данный пейзаж также нельзя назвать авангардным. Бурлюк считал, что каждый художник творит в соответствии со своим настроением, в котором он находится в настоящее время. «Только один стиль не может удовлетворить. Природа щедра и разнообразна. Я обращаюсь к природе и ее красоте. Вот почему я разнообразен», - признавался он.

Председатель Нижнекамской городской национально-культурной автономии «Украинское товарищество «Вербиченька» Савенко Евгений Викторович так писал о казанском периоде в жизни Давида Бурлюка: «В Казани Бурлюк оказался случайно. Его отец - управляющий у крупных землевладельцев - трудные времена переживал у своего приятеля Никифора Еленевского, управляющего имениями графини Остен-Сакен под Симбирском, на хуторе Линевка».

Много лет спустя Давид женится на Марии Еленевской - дочери друга отца, в свое время приютившего семью Бурлюков. Мария была на 15 лет моложе своего избранника. Именно в Линевке в руки Давида Бурлюка попала газета, в которой сообщалось, что Казанская художественная школа объявляет набор учеников.

В конце августа 1899 года Давид с матушкой приезжают в Казань. Письмо Давида БурлюкаПисьмо Давида БурлюкаВ то время Казанская художественная школа располагалась на Большой Лядской улице, в красном кирпичном здании, принадлежавшем Софии Вагнер. Сейчас это гимназия № 3 на улице Горького, 16/7.

Когда Бурлюки подавали в канцелярию документы, их встретил директор Григорий Медведев.«Человек с черными усами и бородой, вкусно причмокивающий при разговоре, - писал потом Давид Давидович, - Григорий Антонович посмотрел рисунки, затем позвал архитектора Мюфке: смотрели вдвоем. Хвалили. Одобрили».

А вот документ о его зачислении: «Его Высокородiю Господину Завъдывающему Казанской Художественной школой от мъщанина Давида Бурлюка. Прошенiе. Желая поступить въ число вольнослушателей, вверенной Вашему Высокородiю школы, имею честь покорнейше просить допустить меня к испытанiю по рисованiю; документы будутъ представлены по принятiю въ школу. Давидъ Бурлюкъ. 1899 года Августа 26 го».

Приехав в Казань, Бурлюк поселился на улице 3-й Солдатской в доме Шуллер. (Это в районе улицы Достоевского, возле Чеховского рынка.) Жил Бурлюк вместе с другим студентом - Ермогеном Цитовичем, внуком знаменитого писателя и общественного деятеля Аксакова, автора сказки «Аленький цветочек». Столовались молодые в столовке на той же 3-й Солдатской улице, около клиники Казанского университета, которую содержала вдова дьякона. По словам Бурлюка, «столовка была не последним номером среди радостей жизни». Но Давид учился в Казанской художественной школе до Масленицы 1900 года, поскольку его отец нашел новое место службы - в Херсонской губернии, и сын уехал ближе к родителям.

Зимой 1900-1901 годов Бурлюк учился в Одесской школе Общества изящных искусств, которой руководил Кирияк Константинович Костанди. И если в Казанской школе было основательно поставлено преподавание академического рисунка, то в Одессе культивировались европейские импрессионистические традиции. Как написал в своих воспоминаниях Давид Давидович, «я от Костанди почерпнул первое понятие об импрессионизме».

Однако осенью 1901 года Бурлюк вновь в Казани. Причину своего возвращения он указал сам: «В Одесской школе по сравнению с Казанью чересчур казенно». Вторую зиму в Казани до Рождества Бурлюк с приятелями жил в полуподвале на одной из улиц, выходящих на Казанку. Эта вторая зима в Казани запомнилась Давиду так называемыми «набросками», как он сам выражался: «это было род посиделок». Молодежь собиралась у кого-нибудь дома: делали наброски, спорили об искусстве, по возможности вкусно ели. Часто собирались в домах известных казанских семей: Ивановских, Преклонских, Девлет-Кильдеевых. 

Мюфке К.Л. 1909 г.Мюфке К.Л. 1909 г.На Рождественские каникулы Бурлюк уехал к родственникам своего приятеля Дунаева, потомка драматурга Сумарокова, в Лаишевский (в мемуарах Бурлюка - Лаптевский) уезд, что в 60 верстах от Казани. Именно там был написан знаменитый этюд зимней избы, который повторялся несколько раз в картинах Бурлюка, написанных уже в Америке.

По возвращении в Казань Бурлюка ждали приятные известия. Его эскиз «Лунная ночь» был куплен преподавателем Казанской художественной школы, известным архитектором Мюфке.

Другой эскиз - «Мельницы над Днепром», который впоследствии назывался «На берегу реки», был выставлен в натурном классе художественной школы, за него Бурлюк получил премию - 25 рублей.

Обучение в Казанской художественной школе Бурлюк не закончил, в 1902 году он уехал продолжать обучение в Мюнхен. Думается, что решение уехать было принято не сразу, а когда улучшилось материальное положение семьи.

В Национальном архиве РТ хранятся и другие документы, освещающие переписку Бурлюка с Казанской художественной школой. Не все было так просто. Так, в письме, доставленном в канцелярию художественной школы в ноябре 1902 года, Бурлюк высказал упрек в том, что его оценки по различным предметам "не везде указаны или указаны не точно".

Одной из участниц тех самых посиделок была Надежда Ивановская (в замужестве – Ливанова). Она сохранила несколько своих альбомов, в которых, в том числе, были наброски портретов Бурлюка, а также Фешина и других. Надежда Ливанова также сохранила картину «Портрет старика», написанную самим Бурлюком.

В 1914 году художник снова оказывается в Казани – группа футуристов разъезжала по городам Российской Империи с лекциями о новых веяниях в живописи и литературе. В Казани такая лекция состоялась 20.02.1914 года, в четверг, в Дворянском Собрании (сейчас – Городская Ратуша). Давид Бурлюк прочитал доклад «Кубизм и футуризм». И впоследствии Бурлюк не терял связь с Казанью, продолжая общение и переписку с известными казанскими деятелями.

Например, со знаменитым выпускником Казанской художественной школы Николаем Ивановичем Фешиным Бурлюк был знаком еще во время своего обучения в Казани. Но превратности судьбы сблизили Бурлюка и Фешина лишь в Новом Свете, до этого их пути в искусстве пролегали в диаметрально противоположных направлениях.

Еще до приезда Фешина в Америку, в январе 1923 года, Кристиан Бринтон и директор Бруклинского музея искусств Вильям Фокс открыли большую выставку русского искусства, где полотна Фешина и Бурлюка заняли значительную часть экспозиции. А в начале августа того же года, по воспоминаниям самого Бурлюка, он случайно встретил Фешина в вагоне метрополитена – услышал, как маленькая девочка обращается по-русски к своему отцу и «тотчас же узнал своего друга с берегов Волги, его прямые светлые волосы цвета спелой пшеницы и острые светло-серые глаза».

Финансовый успех Фешина в Америке позволял ему поначалу даже оказывать помощь Бурлюку, не сразу оцененному художественными кругами. В Нью-Йорке Фешины и Бурлюки одно время проживали в двух кварталах друг от друга. И каждое утро, как писал Бурлюк, отцы, провожавшие своих отпрысков до дверей школы, встречались. Фешин попросил Бурлюка позировать – фрак, жилет из золотистого японского шелка, цилиндр и белые перчатки явились необходимыми аксессуарами для портрета лектора-футуриста. Эта была одна из первых работ Фешина, созданная после его приезда в Америку, принесшая ему новый успех.

Дважды Фешин писал и Марию Никифировну (Марусю) Бурлюк. Один из портретов – «первая и последняя миниатюра в Америке» (по замечанию самого художника), другой спустя годы был подарен дочерью Фешина Государственному музею изобразительных искусств в Казани. «Казань, наш дорогой город, никогда не должен забыть нас! Разве не так, Давид Давидович?» - Фешин и Бурлюк всегда обращались друг к другу по имени и отчеству.

В 1945 году началась активная переписка и обмен изданиями между Давидом Бурлюком и известным казанским культурным деятелем, искусствоведом Петром Максимилиановичем Дульским, соучеником по Казанской художественной школе. Например, в письме 1946 года Бурлюк писал Дульскому: «Теперь посылаю вам воспоминания о Казани. Редактор «Р.Г.» DR David Zacharovich Krinkin – «немного» задержал их печатанием. Для нашей газеты это слегка «личный» материал».

Так образовался казанский архив Бурлюка, содержащий фотографии, репродукции с работ японского и американского периодов, материалы о творчестве художника - буклеты, каталоги выставок, публикации, номера издававшегося Бурлюками журнала «Цвет и рифма», письма, книги.

В Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского они представлены почти все. На многих из них – его дарственные надписи: «Казанского художественного музея друзьям – на добрую память. Давид Бурлюк», «Казанскому художественному музею с приветом». «Давид Бурлюк никогда не забывал Казани. Города, где он встал на путь художника…» (Аристов В.В.)

Бурлюк Давид Давидович. Пейзаж с домом, 1900-е (ГМИИ РТ)Бурлюк Давид Давидович. Пейзаж с домом, 1900-е (ГМИИ РТ)
Фешин Н.И. Портрет Маруси (Марии Никифоровны) Бурлюк. 1923 (из собрания ГМИИ РТ)Фешин Н.И. Портрет Маруси (Марии Никифоровны) Бурлюк. 1923 (из собрания ГМИИ РТ)
Гимназия №3Гимназия №3
Мемориальная доска на гимназии №3. Установлена в 2009 г. Скульптор Махмут ГасимовМемориальная доска на гимназии №3. Установлена в 2009 г. Скульптор Махмут Гасимов
Медведев Григорий Антонович (1868-1944)Медведев Григорий Антонович (1868-1944)
Городская ратуша (бывшее здание Дворянского собрания)Городская ратуша (бывшее здание Дворянского собрания)
Здание Дворянского собранияЗдание Дворянского собрания
Фешин Н.И.Фешин Н.И. Фешин Н.И. Портрет Д.Д.Бурлюка. Этюд. 1923 (ГРМ)Фешин Н.И. Портрет Д.Д.Бурлюка. Этюд. 1923 (ГРМ) Д. Бурлюк. Портрет старика (из семейного собрания Ливановых)Д. Бурлюк. Портрет старика (из семейного собрания Ливановых) Дульский Петр МаксимилиановичДульский Петр Максимилианович
 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль