Русский музей
На первую страницуКонтактыRussianEnglish  

Виртуальные филиалы

  • Карта филиалов
  • Филиалы
    • Музеи
      • Архангельск
      • Баку (Азербайджан)
      • Барнаул
      • Вольск
      • Гавана (Куба)
      • Горно-Алтайск
      • Грозный
      • Егорьевск
      • Екатеринбург
      • Запорожье (Украина)
      • Ирбит
      • Йошкар-Ола
      • Казань
      • Калининград
      • Калуга
      • Канкаанпяя (Финляндия)
      • Киров
      • Когалым
      • Кострома
      • Кохтла-Ярве (Эстония)
      • Краснодар
      • Лаппеенранта (Финляндия)
      • Магнитогорск
      • Майкоп
      • Малага
      • Москва (Царицыно)
      • Мурманск
      • Нарьян-Мар
      • Нижний Тагил
      • Новокуйбышевск
      • Пермь
      • Петрозаводск
      • Ростов-на-Дону
      • Салехард
      • Самара
      • Санкт-Петербург (МИСР)
      • Саранск
      • Смоленск
      • Сольвычегодск
      • Сочи
      • Тамбов
      • Тверь
      • Томск
      • Усть-Каменогорск (Казахстан)
      • Череповец
      • Южно-Сахалинск
      • Якутск
    • Учебные заведения
    • Учреждения дополнительного образования, культуры и науки
    • Школы и детские сады Санкт-Петербурга
    • Школы Ленинградской области

Управление

  • Контакты
  • Карта сайта
  • ФОРУМ
  • ДЛЯ СОТРУДНИКОВ филиалов

Поиск

 

 

Проекты

rmtour

Google Art Project

 

 Мы в соц.сетях

 

Наши награды

 

Наши баннеры

Николай Иванович Фешин - Надежда Михайловна Сапожникова. Ученица, друг, модель.

>>>Прогулки с виртуальными филиалами

Фешин Н.И. (1881-1955)
  • Художник Н.И. Фешин
  • Фешин Н.И. в коллекции нашего музея
  • По Фешинским местам
  • Н.И. Фешин - Надежда Михайловна Сапожникова. Ученица, друг, модель.
  • Жизнь "Девочки с картины"

Художники в Казани
  • И.И. Шишкин в Казани
  • Эдвард Турнерелли в Казани
  • Боголюбов - художник и другие грани личности
  • А.П. Боголюбов -литератор
  • Казань в жизни Давида Бурлюка
  • Родченко в Казани
  • Д.М. Фёдоров
  • Б.Урманче
  • Прогулки по Казани
  • История развития художественного музея Республики Татарстан
  • Филиалы Государственного музея изобразительных искусств РТ
  • Основа коллекции музея - собрание казанского коллекционера А.Ф. Лихачева
  • Музейная архитектура. Дом Генерала Сандецкого
  • Генерал А.Г.Сандецкий
  • Казанская икона Божьей матери
  • Святые князья Борис и Глеб. К 1000-летию почитания памяти благоверных князей

Надежда Михайловна Сапожникова родилась в Казани 26 марта 1877 года (по старому стилю). Ее отец, Михаил Федорович Сапожников, обладавший выдающимся умом и очень сильным характером, происходил из города Гороховца Владимирской губернии. В Казани у него был мануфактурный магазин. В семье было одиннадцать детей, но мать Надежды Михайловны - Серафима Ивановна, воспитывала их сама, без гувернантки. Старшие дети помогали матери воспитывать младших, и Серафима Ивановна находила время посещать публичные лекции в университете.

Несмотря на то, что семья была хорошо обеспечена, родители сумели воспитать в детях скромность, трудолюбие, умение все делать самим. Надежда Ивановна была седьмым ребенком в семье, с детства отличалась очень жизнерадостным и живым характером и была любимицей отца. Она его совсем не боялась, в отличие от ее братьев и сестер, и бойко разговаривала с ним за столом во время обеда, умела настоять на своем. Здоровье у нее было хорошее, болела она редко, но если уж заболевала, то кричала: «Умираю, умираю!», и становилась очень капризной.

Хотя красотой Надежда Михайловна не отличалась, у нее было открытое и приветливое выражение лица, что всегда располагало к ней людей.

В 1888 году Надежда Михайловна поступила в Мариинскую гимназию, училась она всегда хорошо, в гимназии у нее проявились большие способности к рисованию. Учитель гимназии ставил пятерки ее сестрам, которые не отличались большими способностями к рисованию, говоря: «Уж очень хорошо ваша сестра рисует».

В 1895 году Надежда Михайловна окончила гимназию и, пройдя педагогический курс, получила звание домашней учительницы. Некоторое время Надежда Михайловна занималась резьбой по дереву и рисованием по фарфору, изучением иностранных языков. Одновременно Надежда Михайловна преподавала в воскресной школе Адмиралтейской слободы.

В 1904 году Надежда Михайловна закончила курсы медсестер и занималась практикой в больнице. Однако, обладая от природы участливым и жалостливым сердцем, она так переживала за больных и столько проливала над ними слез, что вынуждена была оставить это занятие. Преподавательница рисования по фарфору, француженка мадам Пор, обратила внимание на способности Надежды Михайловны к рисованию и посоветовала ей заняться этим серьезно.

В 1904 году, когда ей было уже 27 лет, Надежда Михайловна поступает в Казанскую художественную школу. В школе она делала заметные успехи, но ее несомненный живописный талант и художественная одаренность ярко обнаружились с возвращением в 1908 году в Казань Николая Фешина.

Фешин, окончивший Казанскую художественную школу в 1901 году, учился тогда в качестве вольнослушателя в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств и за год до окончания ее был приглашен директором школы Г.А. Медведевым преподавать в Казани живопись и рисунок. Это был уже сложившийся мастер с огромным талантом и неповторимой индивидуальной техникой письма, с первых же дней появления в Художественной школе завоевавший непререкаемый авторитет. Его ученик Н.М. Никонов вспоминал, что "вся казанская школа в этот период была, в сущности, "фешинской", все ученики подражали ему".

Подражала фешинской манере письма и Сапожникова, и именно влияние Николая Ивановича, неповторимого портретиста, подвигло ее выбрать основным направлением своего творчества портретный жанр. Однако, в отличие от иных учеников, слепо подражавших манере письма Фешина, на что даже обратил внимание журнал "Аполлон", Сапожникова, впитав уроки своего учителя, не растворила в них свою индивидуальность. Не тот был у нее характер. Наоборот, в ее портретных работах, как вспоминал известный художник и педагог Константин Константинович Чеботарев, появились "чисто сапожниковские острота и верность характеристик", что и было замечено казанской прессой и публикой на периодической выставке Художественной школы в 1909 году.

Надежда Михайловна была общительна и приветлива, вскоре она подружилась и с Николаем Ивановичем Фешиным, преподававшим в художественной школе рисунок и живопись. Их простые дружеские отношения поддерживались до самого отъезда Н.И. Фешина в Америку в 1923 году.

В течение многолетней дружбы с Сапожниковой Николай Иванович написал несколько ее великолепных по мастерству портретов, первый из которых появился уже в 1908 году. Назывался он по-разному: "Портрет Н.М.С. в шали", чаще, особенно на международных выставках, - "Портрет М-lle Сапожниковой". Фешин дебютировал с ним и с "Портретом моего отца" в Америке, на международной выставке "Carnegie - Institute" в Питсбурге, где весьма успешно конкурировал с такими мастерами, как Шарль Коттэ, Клод Монэ, Писарро и Ренуар.

Американские газеты писали: "Портрет М-lle Сапожниковой" может быть назван наиболее оригинальной работой на выставке; этот очаровательный портрет, удивительно красочный и интересно разработанный... представляет собою одну из наиболее привлекательных работ, совершенно новую и индивидуальную по исполнению...". Восторженную оценку работе Фешина дал нью-йоркский критик, подписавшийся инициалами С.В.: "... И все-таки один только русский художник Николай Фешин своим портретом мадемуазель Сапожниковой пожал лавры полного триумфа среди всех других портретов этого Салона, и редко американская публика имела случай видеть картину, представляющую столько индивидуальности и характера...".

Конечно, в успехе картины Фешина была во многом "повинна" и сама модель. Один из портретов Надежды Михайловны, написанный в 1916 году, где она изображена в бальном платье с веером в руке на фоне золотистой стены, прекрасно передающий неординарный характер Сапожниковой, есть в коллекции фешинских работ Казанского Музея изобразительных искусств РТ.

В 1910 году Надежда Михайловна оканчивает Художественную школу и отправляется для завершения своего образования в Западную Европу. Поехала она туда вместе с Николаем Ивановичем: Берлин, Мюнхен, Верона, Венеция, Милан, Падуя, Флоренция, Рим, Неаполь, Вена. Позже Надежда Михайловна для «развития художественного вкуса» (по словам преподавателя Петербургской академии художеств) отправляется в Париж, где посещает свободную художественную мастерскую Ван Донгена.

Вернувшись в Казань в 1912 году, она построила себе во дворе дома своего отца небольшой флигель, весь второй этаж которого занимала мастерская. Фешин бывал в этой мастерской почти каждый день, где Сапожникова угощала его своим знаменитым кофе и пельменями, и, будучи человеком обеспеченным, поддерживала материально. Она заказывала ему собственные портреты и портреты своих родственников (просто денег он бы не принял).

Именно здесь были написаны многие значительные работы Фешина, в том числе и знаменитый "Портрет Вари Адоратской" (этот несомненный шедевр русской живописи можно было поставить в один ряд с романтическими полотнами Репина и Серова), племянницы Сапожниковой и дочери знаменитого революционера, именем которого названа одна из казанских улиц. Также из собрания музея - два этюда с Надежды Михайловны (1915), портрет Екатерины Матвеевны Конуриной (1916), портрет профессора Фофанова (1916?), портрет Надежды Михайловны в белом старинном платье (1916), портрет Надежды Михайловны во весь рост у клавесина (1916).

На этюдах и портретах Н.И. Фешин везде верно передал черты лица Надежды Михайловны. Хотя она и очень похожа, однако эти портреты не передают ее обаяния. В жизни она часто улыбалась, лицо ее всегда было оживленно, а когда она позировала, то сидела спокойно, задумавшись, что было ей не свойственно.

Н.И. Фешин в мастерской Н.М. Сапожниковой.Н.И. Фешин в мастерской Н.М. Сапожниковой.
Фото Н.М. Сапожниковой за клавесином.Фото Н.М. Сапожниковой за клавесином.
Фешин Н.И. Портрет Н.М.СапожниковойФешин Н.И. Портрет Н.М.Сапожниковой
Мастерская с портретом Вареньки.Мастерская с портретом Вареньки.
Н.И. Фешин в мастерской.Н.И. Фешин в мастерской.
Мастерская. Вид сверху.Мастерская. Вид сверху.
Н.М. Сапожникова в мастерской в Париже. 1911-1912Н.М. Сапожникова в мастерской в Париже. 1911-1912
Н.М. Сапожникова. Мужской портрет.Н.М. Сапожникова. Мужской портрет.
Торговый Дом К.Н. Сапожникова,Торговый Дом К.Н. Сапожникова,
Н.М. Сапожникова. Портрет А.А. Баратынского.Н.М. Сапожникова. Портрет А.А. Баратынского.

Начиная с 1909 года Сапожникова сама постоянно участвовала в казанских выставках, представляя свои портретные работы, реже этюды, и в городской периодике - в "Ведомостях", "Телеграфе" и иных изданиях картины ее не оставались без оценки, всегда положительной. Портреты знакомых ей людей носили точный реалистичный рисунок и не оставляли сомнений в талантливости их автора. Вместе с Фешиным ее работы экспонировались на I и II Государственных выставках в Казани; в 1919-1924 годах она преподавала рисунок на рабфаке Казанского университета, а после отъезда Фешина в 1923 году в Соединенные Штаты она приняла его мастерскую. В 1925 году Сапожникова оставила преподавательскую деятельность, а в 1932 году навсегда покинула Казань - без учителя и друга родной город становился все более и более пустым и холодным. Она жила в Москве, где преподавала рисунок, но после перенесенной болезни легких, ушла на пенсию и жила в Подмосковье. Во время войны она отказалась ехать в эвакуацию, так как твердо верила, что враг не дойдет до столицы. Она умерла в возрасте 67 лет. Один из ее соседей держал козу, и уезжая осенью в город, оставил ее Надежде Михайловне. Как-то коза убежала, и Надежда Михайловна, легко одетая, выбежала за ней, после чего простудилась и не перенесла болезни. (Материал составлен на основе воспоминаний В.В. Адоратской)

 

© 2008-2015 Русский музей
Условия использования материалов портала

Вход в систему

  • Запросить новый пароль