Самохвалов. Живопись
Живопись А.Н.Самохвалова достаточно многообразно и полно представлена в собраниях региональных художественных музеев России. Это позволило отразить в виртуальной выставке основные этапы творчества живописца. Данный раздел выставки открывают ранние работы художника 1909-1910-х, тяготеющие к традициям пейзажных этюдов мирискусников: «Старые кузницы».1909; «Улица в Бежецке», 1912 (обе – ТОКГ).
Пафос времени созидания, побед и романтики 1920-х-1930-х, как и тип нового человека эпохи социализма, впервые воплощенный именно А.Н.Самохваловым, оживают во многих просветленных, исполненных горделивого достоинства, образах молодых героев («Портрет девочки», 1924 (СГХМ им. А.Н. Радищева), «Девочка, надевающая платье», 1927 (НХМ), «Девочка с апельсином», 1934-1935 (ГХМАК). Влияние произведений учителя художника К.С.Петрова-Водкина и реставрационные работы в Георгиевском соборе Старой Ладоги, во многом, определили создание лучших работ этого периода, представленных на выставке. Подготовительные портретные этюды и эскизы преображались мастером, возвышаясь над реальностью. Благодаря особой «фресковости» письма и величавости образов, созвучных древнерусскому искусству, они входили в композиции самых значимых произведений живописца, представ обобщенно в монументальной форме. Не случайно и то, что в это время художник часто предпочитал работать темперой («Работница», 1924 (ККХМ им. Ф.А.Коваленко), «Портрет Кувы», 1925 (НХМ), «Портрет Е.П.Самохваловой», 1930 (ГМО ХКРС), «Метростроевка у бетоньерки», 1937 (ВМИИ им. И.И.Машкова).
С конца 1920-х А.Н.Самохвалова увлекала тема труда советского человека. На пути к рождению идеала образа он изучал своих героев, дорожа в их облике, в первую очередь, приметами времени («Щебенщики», 1926 (ГХМАК), «Портрет техника Гаврилова», 1931 (КГИАХМЗ), «Портрет председателя коммуны М.Д.Ткачева»,1931?1932, ВМИИ им. И.И.Машкова). Желание мастера «показать людей новой деревни», размышляющих о жизни и ее создающих, воплотилось в таких работах как: «В семье рыбака», 1926 (ВМИИ им. И.И.Машкова), «В полях (Кухня)»,1927 (ВОКГ), «Бык Мишка», 1930?1932 (ПГОИАХМЗ), «Хлопок» – эскиз панно для павильона на сельскохозяйственной выставке, 1939 (КГИАХМЗ).
Олицетворением побед юной страны в образах спортсменов – молодых современников художника – стали эскизы к панно «Советская физкультура» (из ОМИЗО и НМИИ), выполненные в 1934–1935, для павильона на Международной выставке в Париже, а также «Этюд», 1930-е (СГХМ им. А.Н.Радищева).
Во время совместной поездки в Самарканд с К.С.Петровым-Водкиным в составе экспедиции Института истории материальной культуры художника чрезвычайно привлекала и необыкновенная жизнь нового пейзажа («Афрасиаб», 1921 (ВМИИ им. И.И.Машкова), «В скалах», 1921 (ОМИИ имени М.А.Врубеля).
Наряду с этим виртуальная выставка представляет работы, исполненные живописцем в 1920-х, в которых реализованы авангардные в образно-пластическом выражении поиски А.Н.Самохвалова – «Натюрморт с палитрой», 1924 (ООМИИ), а также композицию, включавшую элементы построений «сферической» перспективы («На берегу», 1920-е (ГХМАК).
Особое жизнеутверждающее начало присуще эскизам к композициям «Ленинианы» Самохвалова, обретшим значение художественных документов эпохи («В коридорах Смольного», 1938 (ВМИИ им. И.И.Машкова), «Ленин и Сталин в годы гражданской войны», 1930 -е (ВМИИ им. И.И.Машкова).
В конце 1930-х – 1950-х живая эскизность манеры письма вошла в живопись портретов, тематических композиций и пейзажей А.Н.Самохвалова. Былой лаконизм языка уступил место подробной описательности. В образах героев его картин стали ярко сочетаться типическое и индивидуальное. Работы этого периода отличают большой психологизм и драматическая заостренность сюжета («Старый рабочий», 1938 (МИИ РК), «Портрет дочери Марии», 1940 (НХМ), «Портрет Б.Н.Самохвалова», 1940 (ТОКГ), «Девушка в гимнастерке»,1940-е (ГМО ХКРС), автопортреты 1940-х (ОРМИИ и ВМИИ им. И.И.Машкова), «Поля», 1940-е (ТОКГ), «Чугун идет. Металл идет», 1947 (НХМ), Эскиз к картине «Степан Разин», 1950-е (ВМИИ им. И.И.Машкова), «На набережной», 1950-х (ОРМИИ), портреты М.А.Клещар-Самохваловой, 1957 (ТОКГ и ВМИИ им. И.И.Машкова), «Цветущий багряник», 1958 (ТОКГ), «Березки», 1958 (КГИАХМЗ).
Многие произведения А.Н.Самохвалова военного и послевоенного времени детально и эмоционально повествуют о подвиге (Этюды и эскизы к картине «Город не сдается. Сталинградцы», 1940-е (ВМИИ им. И.И.Машкова), «Встреча друзей», 1945 (ЯХМ). Чувством спокойствия и уверенности проникнуты образы живописных работ этого времени: «Портрет М.Г.Филипповой – гримера Ленинградского театра драмы им. А.С.Пушкина», 1942 (ЯХМ) «Портрет дочери Аллы», 1943 (НХМ), «Первомайское утро», 1944 (СГХМ им. А.Н.Радищева), «Девушка-боец», 1945, (ГМИИ РТ).
Реальность и воспоминания, прошлое и настоящее – все накрепко соединилось в творчестве художника последнего десятилетия. В 1960-х А.Н.Самохвалов стремился, не возвращаясь к своим пластическим решениям и манере 1920-х – 1930-х, создать новый стиль живописи, в котором бы соединились монументальная обобщенность и индивидуальная выразительность образов. Пейзажи и портреты 1960-х вновь обрели своеобразие его прежних работ. Повествовательно-иллюстративная направленность уже не сковывала творческую волю мастера. Его последние работы покоряют точностью характеристик живописного языка. Так же как и ранние, они гармоничны в своем цветовом звучании («Обнаженная. На пляже», 1960 (ТОКГ), «Над крышами Ленинграда», 1960 (НГХМ), эскизы к картине «Аппассионата», 1967 (ТОКГ), «В лаборатории», 1968 (ВОКГ), «Рабочий», 1969. (ВОКГ), « Девушка с цветком», 1970 (ТОКГ).