|
Виртуальные прогулки по Русскому музею Михайловский дворец |
|
Русский музей
»
Михайловский дворец
»
Зал 10
Зал 10Дмитрий Левицкий (1735–1822), пожалуй, самый яркий русский портретист-живописец эпохи просветительского классицизма. „Портрет Екатерины II — законодательницы“ (1783) — пример парадного, репрезентативного изображения с символикой и аллегориями. Императрица изображена в храме Богини Правосудия. Екатерина II предстает перед скульптурным образом богини в виде Законодательницы. Сжигание на алтаре маковых цветов обозначает, что императрица жертвует собственным покоем для общественного счастья. Лавровый венок вместо обычной императорской короны, знаки ордена святого Владимира, книги у ее ног означают истину, отличия за труды для пользы Отечества. Море вдали, Меркурий на развевающемся флаге — знаки защищенной законом торговли. Портрет был заказан художнику князем А. А. Безбородко для его дома на Почтамтской улице. С него делались повторения, копии и гравюры. Скульптор Федот Шубин (1740–1805), сформировавшийся на севере, в Архангельском крае, через всю свою жизнь и творчество пронес любовь к народному искусству, особенно резьбе по кости, которой славились архангельские мастера. Во многих скульптурных портретах из мрамора сказался навык художника работать с твердым материалом, добиваясь максимального сходства с натурой. Портреты Шубина не просто точны физиогномически. Это одновременно портреты-характеры. Шубин не боялся деталей. Они не мешали в его портретах главному — характеристике персонажа. Коллекция работ Шубина в Русском музее — самая представительная в мире. „Екатерина II — законодательница“ (1789) — огромная фигура в мраморе — демонстрирует Шубина — мастера аллегорий и декоративных форм. Статуя была создана по заказу князя Григория Потемкина для Таврического дворца. Стареющая императрица представала могущественной и женственной одновременно за счет аллегорических атрибутов и мягкой, лирической характеристики образа. |
Проект "Русский музей: виртуальный филиал". © Русский музей. |