www.rmtour.ru
 Finnish    English    German   На первую страницу e-mail
Русский Музей

Виртуальные прогулки по Русскому музею

Михайловский дворец
















Русский музей » Михайловский дворец » Зал 6

Зал 6

Процесс европеизации русской культуры, энергично внедряемый Петром I и его последователями, проходил не так быстро и не так просто, как может показаться. Почти семивековое господство иконы оставило глубокий след в художественной памяти России. Новые художественные принципы накладывались на традиционные. Происходила ломка художественного сознания. Не случайно творческие судьбы многих мастеров складывались в это время драматически. Среди них — Иван Вишняков (1699–1761), автор таинственных и притягательных портретов брата и сестры Фермор. Изображение Сарры Элеоноры Фермор — свидетельство несомненной талантливости и высочайшего художественного уровня его автора. Есть в этом портрете несомненная близость к европейским образцам. Вместе с тем в нем еще сохраняется некая неуклюжесть, наивная чистота и свежесть отношения художника к недавно освоенным приемам писания маслом на холсте. Традиция иконописи, с ее плоскостным решением пространства и экономным отношением к цвету, также заметна в портретах Сарры Фермор и ее брата Вильгельма.

Чуть позднее портретный жанр в России, как и во всей Европе, стал самым популярным. Камерные, небольшого формата, и огромные, парадные изображения знати той поры составляют интересную и важную часть собрания Русского музея. При всей внешней эффектности и европейском типе полотен в портретах кисти таких мастеров, как Алексей Антропов (1716–1795) или Иван Аргунов (1727–1802), тоже еще сохраняются отголоски средневековых традиций.

Мозаичные портреты Петра I, Екатерины II и другие изготовлены на фабрике, основанной М.В.Ломоносовым в 1754 году под Петербургом.


Проект "Русский музей: виртуальный филиал". © Русский музей.
go top