www.rmtour.ru
 Finnish    English    German   На первую страницу e-mail
Русский Музей

Виртуальные прогулки по Русскому музею

Флигель Росси
















Русский музей » Флигель Росси » Зал 10

Зал 10

Керамика Гжели, холмогорская резьба по кости, северная чернь и кружевоплетение XX века

В десятом зале объединены керамика Гжели, холмогорская резьба по кости, северная чернь и кружевоплетение XX века.

В 1945–1949 годах исследователь русской керамики А. Б. Салтыков и московская художница Н. И. Бессарабова с помощью местных мастеров возродили как народный промысел знаменитую в прошлом Гжель. Они обратились к художественным традициям гжельского полуфаянса XIX века и наладили производство фарфора с ручной подглазурной росписью кобальтом. С конца XX века возрождается гжельская майолика.

Работы мастеров холмогорской резьбы по кости несут печать времени их создания – от 1940-х до 1990-х годов.

XX век был временем дальнейшего развития кружевоплетения в разных районах России. Среди них особое место принадлежит Вологде и деревням Захожья в Киришском районе Ленинградской области. Здесь в 1930–1940-е годы велись активные поиски мотивов и сюжетов орнамента, выражавших дух нового времени. Композиции с изображениями тракторов, самолетов, парашютов и звезд создали целую эпоху в вологодском кружеве. Киришская кружевница Е. Д. Звездина в подзоре „Конница“ впервые выполнила в кружеве современную многофигурную сюжетную композицию, изобразив пограничников в дозоре.

Наряду с камерными бытовыми вещами вологодские кружевницы создали в XX веке немало масштабных произведений. К их числу принадлежит панно „Поющее дерево“ В. Н. Ельфиной. Вологодскому поэту А. Я. Яшину посвящена уникальная скатерть „Угощаю рябиной“ потомственных кружевниц, матери и дочери В. Д. и Н. В. Веселовых.

Панно „Павлины“ выполнено средствами ажурной вышивки. Это произведение создано в уникальном центре строчевой вышивки в поселке Крестцы Новгородской области. Здесь уже более полутора веков существует вышивальный промысел, где предметы одежды, столового и постельного белья украшают белой вышивкой по прореженному полотну.

С XVIII века известен уникальный центр чернения по серебру в городе Великом Устюге Вологодской губернии. Искусство черни – своеобразная гравюра на серебре. Это мастерство сохранилось со времен Древней Руси. Представленные работы относятся главным образом к 1950–1970-м годам. Серебряные пудреницы, коробочки, чарки, ювелирные наборы, браслеты, броши, кольца и перстни украшены узорами северных трав и цветов, сценами охоты, любимыми панорамами северных городов.


Проект "Русский музей: виртуальный филиал". © Русский музей.
go top