|
Виртуальные прогулки по Русскому музею Флигель Росси |
|
Русский музей
»
Флигель Росси
»
Зал 7
Зал 7Керамика, резьба по кости, узорное ткачество и набойка XIX–начала XX веков В седьмом зале представлены керамика, резьба по кости, узорное ткачество и набойка XIX–начала XX веков. Показанные в зале гончарные изделия отражают все основные способы и приемы украшения народной керамики, разнообразие ее форм и размеров, связанных с конкретным назначением предметов. Среди них огромные сосуды и баклаги для воды, корчаги для пива, горлачи для хранения зерна, горшки, кувшины и кринки для молока или кваса, узкогорлые кубышки для растительного масла, подвесные рукомойники. Выразительность форм дополняют различные способы украшения сосудов. Повсеместно было развито изготовление поливной посуды, покрытой прозрачными или цветными глазурями. В последней трети XIX века среди многочисленных локальных гончарных центров выделился город Скопин Рязанской губернии. Здесь наряду с обычной бытовой посудой делали фигурные сосуды и сосуды-скульптуры. Среди них дисковидные квасники и кумганы, сосуды в виде медведя, Полкана, рыбы, льва, двуглавого орла, куры и петуха, а также хищной птицы Скопы, по преданию давшей название городу. В XIX веке изменился стиль и характер изделий из кости прославленных мастеров холмогорского промысла. Упростились формы ларцов и шкатулок. Их прямоугольные очертания отвечали строгости нового стиля – классицизма. Узорное ткачество – самый сложный и трудоемкий способ украшения тканей. Оно было развито во многих губерниях России. И хотя почти в каждой избе стоял ткацкий стан, но далеко не каждая ткачиха умела ткать сложноузорные вещи. Ткачеством украшали рубахи, юбки, передники, полотенца, скатерти, пояса, подзоры. Среди техник тканья были особенно распространены пестрядь, браное, ремизное и закладное ткачество. Торжественностью и строгим сочетанием красного с белым отличаются многие ткани Русского Севера – Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Костромской губерний. В XIX–XX веках в крестьянском быту была распространена кубовая „синяя“ набойка. Доску с выложенным металлическими пластинами узором покрывали специальным составом – вапой – и отпечатывали ею узор на льняном домотканом холсте. Затем ткань опускали в чан с краской, где она окрашивалась в густой синий цвет, а „зарезервированные“ вапой узоры выделялись тонким белым рисунком. Кубовая набойка широко применялась в крестьянском быту: из нее шили рубахи и порты, передники и сарафаны, делали покрывала, скатерти. Последние стелили на стол только в большие народные праздники – на свадьбу, в период весеннего сева или жатвы. Поэтому орнамент скатертей включал обязательные круги-розетки, изображения птиц как олицетворение солнца, света. |
Проект "Русский музей: виртуальный филиал". © Русский музей. |