www.rmtour.ru
 Finnish    English    German   На первую страницу e-mail
Русский Музей

Виртуальные прогулки по Русскому музею

Флигель Росси
















Русский музей » Флигель Росси » Зал 9

Зал 9

Произведения миниатюрной и декоративной живописи XIX–XX веков

В девятом зале представлены произведения миниатюрной и декоративной живописи XIX–XX веков. Существует пять уникальных центров лаковой живописи: Федоскино и Жостово в Московской области, Палех и Холуй в Ивановской и Мстера во Владимирской областях. Они принадлежат к двум разным направлениям этого искусства.

„Родиной русских лаков“ называют село Федоскино. Здесь в сельце Данилково в самом конце XVIII века купец П. И. Коробов основал фабрику изделий из папье-маше. Его зять П. В. Лукутин и его потомки на протяжении XIX – начала XX веков усовершенствовали производство и создали новый промысел лаковой миниатюрной живописи.  Из плотно спрессованной бумажной массы (папье-маше) делали табакерки, шкатулочки, коробочки, портсигары, очешники. Их покрывали лаком по черному фону, по которому писали масляными красками миниатюрные композиции. Оригиналами для них служили произведения живописи и графики русских и зарубежных художников. На предметах писали пейзажи, портреты, виды городов, сценки из народной жизни.

В начале XIX века в деревнях Осташково и Жостово открыли свои мастерские лаковой миниатюры представители династии Вишняковых. В отличие от Лукутина, обслуживавшего высшее общество, Вишняковы ориентировались на широкие слои населения. В их произведениях преобладали сюжеты из народной жизни и ставшие особенно популярными „чаепития“ и тройки – катанья в санях и на телегах.

Еще в начале XIX века в Осташкове и Жостове, наряду с коробочками из папье-маше, расписывали подносы, украшая их теми же сюжетами и композициями. Но знакомство с достижениями подносных промыслов Нижнего Тагила и Петербурга, позволили жостовским мастерам выработать уникальную систему декоративной живописи на подносах, сложившуюся к 1880-м годам. Разнообразные формы подносов украшали цветочными композициями, написанными масляными красками свободными мазками кисти.

Если Федоскино и Жостово представляют одно направление в лаковой миниатюре и декоративной живописи с его истоками в станковом искусстве, то другой путь выпал на долю старинных иконописных центров в Палехе, Мстере и Холуе. 1917 год поставил перед ними вопрос о самом существовании многовекового мастерства и судьбах владевших им иконописцев. И тогда в 1924 году в Палехе, в 1931 – во Мстере и в 1934 – в Холуе художники перешли к созданию лаковой миниатюрной живописи. Каждый из этих центров со временем выработал свой стиль, вобравший в себя характерные черты местной иконописи.

В зале можно увидеть монументальное панно И. И. Зубкова „Гончарное производство“ 1932 года. Это один из первых опытов декоративных лаковых панно для общественного интерьера. В стиле палехской миниатюры автор показывает все стадии гончарной работы – от замеса глины до создания керамики и ее продажи.

Своего рода миниатюрную живопись представляют произведения ростовской финифти XIX–XX веков. Кроме традиционных образков-иконок, ростовские финифтяники писали в это время портретные миниатюры и особенно популярные панорамы Ростовского кремля и монастырей. На рубеже XIX и XX веков возникло новое направление в финифти – изготовление небольших бытовых предметов и ювелирных украшений с цветочной росписью.


Проект "Русский музей: виртуальный филиал". © Русский музей.
go top