|
Виртуальные прогулки по Русскому музею Флигель Росси |
|
Русский музей
»
Флигель Росси
»
Зал 2
Зал 2Вышивка и резьба по кости XVIII века Во втором зале объединены произведения вышивки и резьбы по кости XVIII века. На них сказалось влияние стилей барокко и рококо, господствовавших в архитектуре и прикладном искусстве того времени и по-своему воспринятых народными мастерами. Черты этих стилей выразились в изяществе вещей, усложненности их форм, динамичности орнаментов с характерными мотивами раковин и завитков, в изображении дам и кавалеров в европейских костюмах, в обилии символов и аллегорий. Типичны для этого времени произведения холмогорских резчиков по кости. Деревни на Курострове близ Холмогор Архангельской губернии уже в XVI веке были известным костерезным промыслом. Гребни, коробочки, шкатулки, бюро и секретеры, воспроизводящие в миниатюре формы мебели XVIII века, украшены пластинами из моржовой или мамонтовой кости. Холмогорцы в совершенстве владели искусством ажурной и рельефной резьбы, техникой гравировки. Особое место в холмогорском искусстве занимает „Стоянка ненцев“ – настольное украшение, сохранившееся всего в нескольких экземплярах. Вышивка представлена занавесками и белоснежными подзорами (подзор – нарядный край простыни) из районов Русского Севера. Все вышивки XVIII века завершаются красивыми фестонами плетеного кружева, со временем становившегося все более популярным видом народного искусства. Самой драгоценной частью народного костюма были головные уборы, особенно свадебные. Девичьи уборы типа корон или повязок и женские с непременно закрытой тыльной частью тщательно украшали низанием речным жемчугом, сеченым перламутром и бисером или шитьем золото-серебряными нитями. Шитье дополняли вставками камней и цветных стекол. Головные уборы берегли и передавали из поколения в поколение, благодаря чему сохранились экземпляры XVIII века. Почти в каждой местности сложились свои традиционные формы, приемы и способы украшений головных уборов. Так, в Нижегородской губернии девушки носили красивые повязки, а женщины – большие серповидные кокошники; в Костроме форма кокошника похожа на стрельчатую арку. В Московской и Владимирской губерниях кокошники расшивали золотными нитями по красному бархату. |
Проект "Русский музей: виртуальный филиал". © Русский музей. |