9 ноября 1898 года вышел первый, сдвоенный номер журнала «Мир искусства». Он был задуман как кафедра для пропаганды новых эстетических идей, с которой звучали бы актуальные для русской культуры мысли о необходимости свободного развития искусства. В статьях и подборках иллюстраций журнал широко освещал развитие современного искусства в стране и за рубежом. Талант Дягилева-организатора полностью реализовался в новом проекте. Он не просто привлек друзей к работе в журнале, но блестяще использовал их интеллектуальный и профессиональный потенциал, правильно распределил силы сотрудников. Вместе с ними он рос как художественный критик и журналист, постигал тайны полиграфии, формировал журнал, рассчитанный на художников и интеллектуалов.
С самого начала предметом особых забот редакции «Мира искусства» было оформление и полиграфическое исполнение журнала. В этом смысле он открывает собой новую эпоху в истории русского книжного искусства.
Коллективными усилиями Дягилев, Бакст, Бенуа, Лансере, Сомов, Добужинский разработали концепцию журнала, выбирали его формат и толщину, рисунки обложек, титулов, заставок, заботясь о красоте шрифтов, их соотношении с графикой надписей и иллюстрациями. Был принят принцип сменных годовых обложек, рисованных разными авторами – Сомовым, Лансере, Бакстом. Созданное каждым остро индивидуально и едино в своей стилистике модерна, в любовном отношении к выразительности линии и глади листа, в ощущении журнала как «целого», живого организма. Бакстом сделана выразительная, в духе эпохи символизма, марка в виде орла, гордо и одиноко восседающего в звездной вышине. Созданное Лансере изображение летящего над миром Пегаса (часть композиции шмуцтитула) также стало символом «Мир искусства».
Важнейшей функцией журнала являлось устройство выставок современного искусства. За годы существования издания их состоялось шесть: пять ежегодных - в Петербурге и одна - в Москве. Каждая новая выставка вызывала бурю эмоций — насмешек, обвинений в декадентстве. Гневные, критические статьи Владимира Стасова были так же безжалостны, как и карикатуры Павла Щербова, публикуемые на страницах журнала «Шут». Целая серия карикатур на Дягилева и его единомышленников представлена на стенах при входе в этот выставочный зал.