Михаил Врубель (1856–1910) начинал свой творческий путь в конце XIX века. Он обращался к сюжетам сказок, былин, литературных произведений, как и многие мастера конца XIX века. Однако трактовка этих мотивов принципиально иная. Гипертрофированно преувеличенная фигура („Богатырь“, 1898), откровенно декоративное изображение пейзажа, нетрадиционный формат выделяют это полотно среди работ других художников на сказочные сюжеты. Построение формы живописными мазками, похожими на мозаику, в „Шестикрылом серафиме“ (1904) выводит эту и прочие работы Врубеля в иную, чем было принято в XIX веке, художественную систему воплощения реального или воображаемого мира.
Образ Демона — одна из центральных тем в творчестве Врубеля. Демон в переводе Врубеля означает „душа“. „Летящий демон“, как и некоторые другие произведения Врубеля, относится к числу работ, связанных с идеями символизма. Воплощение духовного, создание нового языка символов — характерная примета рубежа ХIX и ХХ столетий. У Врубеля Демон — „страдающий и скорбный <…> властный и величавый“. Его распростертая горизонтально фигура парит над землей. Воспаленные, горящие глаза всматриваются в происходящее внизу. Неопределенной формы рисунок, сложный цвет, необычная композиция выделяют это, как и другие полотна Врубеля, в истории русского искусства.