В наследии Бориса Кустодиева (1878–1927) значительное место занимают картины, запечатлевшие своеобразие русской провинциальной жизни с ее шумными красочными базарами и ярмарками, балаганами, веселыми гуляниями на масленице („Купчиха“. 1915; „Масленица“. 1916; „Купчиха за чаем“. 1918). Он любил все русское: украшенные причудливой резьбой избы, крестьянскую утварь, расписные игрушки, цветастые сарафаны и платки. Многое из этого определяло стиль его произведений — декоративную броскость цвета, несколько упрощенную трактовку форм.
«Портрет Ф.И.Шаляпина» (1922) парализованному, прикованному к креслу художнику приходилось писать по частям, при этом холст наклоняли над креслом, так что Кустодиев работал глядя вверх, как при росписи плафона. Целиком в нужном отдалении Кустодиеву так и не удалось увидеть портрет — Шаляпин увез его с собой за границу и не расставался с ним до самой смерти. Русскому музею принадлежит уменьшенный вариант-повторение.